Повесть «Принц и нищий» (1882). Англия 16 века, два очень похожих мальчика – один принц, другой нищий – поменялись одеждой ради забавы, и этой подмены никто не заметил. Нищий стал принцем, а принц нищим. Глазами нищего описываются средневековые придворные церемонии и выглядят смешно и нелепо. Зато принцу приходится очень не сладко, он испытал на своей шкуре страшную жизнь простого народа.

Роман «Янки при дворе короля Артура» (1889). Янки – умелый американский рабочий с механического завода попадает в Англию 6 века, во времена легендарного короля Артура, его круглого стола, рыцарей и т.д. И глазами этого Янки Твен осмеивает средневековье как таковое, образ жизни людей, традиции, обычаи, социальную несправедливость, религию, манеру одеваться и т.д. Янки, вооружённый техническими знаниями и умениями 19 века, кажется в 6 веке великим чародеем, он вмешивается в средневековую жизнь, пытается её превратить в Америку 19 века и в техническом, и в политическом смысле. Но ничего из этого не получается.

В обоих книгах есть много по-настоящему смешных моментов, но в целом они совершенно не убедительны, неправдоподобны, неинтересны.

Марк Твен писал неплохие рассказы, наиболее смешные: «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», «Часы», «Журналистика в Теннеси», «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

«Приключения Тома Сойера» (1876) - классика детской литературы. Главные герои – по сути непослушные хулиганы, постоянно нарушают правила, всякий порядок, делают всё наоборот, затевают драки, издеваются над учителем и священником. Их яркая жизнь – протест против всего скучного, неживого, против всякого насилия, несвободы, лжи и лицемерия. И скопищем всех этих отрицательных качеств была и до сих пор во многом остаётся школа. Изучение этой книги в школе ставит учителя в трудное положение, нужно восхищаться героем, который протестует против школы. Приходится делать вид, что школа с тех пор сильно изменилась в лучшую сторону.

Лучшая книга Твена – «Приключения Гекльберри Финна» (1885). Главный герой – фактически бомж, он привык жить на воле, без всяких благ цивилизации. Он убегает от старой девы, которая взяла его к себе на воспитание, а также от пьяницы отца, и вместе с беглым рабом, негром Джимом они плывут по реке Миссисипи на плоту через всю Америку.  С ними происходит много всего необычного, смешного, иногда страшного. Самый страшный эпизод  книги – Гек становится свидетелем одного бесчеловечного обычая. Это вендетта – кровная месть. Две фермерские семьи уничтожают друг друга, потому что 30 лет назад один из представителей одной семьи в пьяной драке случайно убил представителя другой семьи, его в отместку убили родственники убитого, убийцу того первого убийцы также в свою очередь убили родственники того, и так на глазах Гека была уничтожена почти вся семья, одна из двух злополучных семей, в том числе убит мальчик, ровесник Гека.

И всё-таки в целом книга смешная. Самый смешной эпизод в самом конце, как Том и Гек освобождают Джима, которого поймали хозяева и посадили в обычный сарай. Чтобы его освободить, достаточно отодрать одну доску. Но Тому это не нравится, он начитался приключенческих книг про разбойников, рыцарей и пиратов, и хочет подчинить реальную жизнь правилам книжной жизни, чтобы всё было, как там. Том заставляет несчастного Джима проделывать всё, что в этих книгах делают благородные узники, бегущие из неприступных тюрем, подземелий. Он должен вести дневник на своей рубашке либо кровью, либо смесью ржавчины и слёз (Тому всё равно, что Джим неграмотный), выдалбливать на каменной стене патетические надписи («Здесь томился несчастный такой-то»), так как стены сарая деревянные, то Джима на время выпускают, чтобы он притащил в свою темницу огромный камень, на котором можно будет делать нужные надписи. Все они ведут подкоп старыми алюминевыми ложками. Том и Гек готовят чудовищный пирог, в который они запекают верёвочную лестницу, которую делают из украденных простыней. И всё это вместо того, чтобы выломать одну доску и освободить несчастного Джима, который настолько глуп и забит, что подчиняется мальчишкам во всём. Без смеха читать это невозможно.

В творчестве Марка Твена, как ни странно, очень ярко проявились черты просветительского реализма, каким он был в 18 веке, многие его произведения лишены убедительности конкретных бытовых деталей, чем славится реализм 19 века, не создают настоящей жизненности, полного правдоподобия. Для него главное - не правдиво отразить жизнь, а доказать свою идею. По мировоззрению он просветитель, материалист, воинствующий атеист. Основанная его цель - борьба с остатками феодального строя, социальной несправедливостью, делением общества на классы, разоблачение дворянства, война с религией как помехой на пути освобождения и просвещения. Среди основных ценностей Марка Твена – Разум и здравый смысл. Он считает США – лучшей страной мира, демократической республикой, где простые люди наиболее свободны и счастливы (думаю, он не далёк здесь от истины).

Кроме того, важная цель Твена – осмеяние вообще разнообразных глупых, бессмысленных общепринятых традиций, условностей, правил поведения, противоречащих здравому смыслу, существующих только по традиции, по инерции.