Вы читаете художественное произведение, знакомитесь с его персонажами. А дальше? Учите «образы»: «образ Онегина», «образ Ленского», «образ Татьяны Лариной»?. Скажите, о ваших товарищах вы тоже судите по «школьным характеристикам»? Вряд ли: суждения о человеке формируются прежде всего на основе личных впечатлений. А литературный герой, с которым вас знакомит писатель,- разве он не личность, которую вы наблюдаете в разных обстоятельствах и с разных сторон? Вот и выскажите о нем свое мнение! Как? Начните с портрета. Какое впечатление на вас произвел внешний облик героя? Что прежде всего обратило ваше внимание? Как это, по-вашему, его характеризует? Обратите внимание и на речь: есть ли особенности? О чем они говорят?
Проследите взаимоотношения героя с другими персонажами произведения: как он ведет себя с разными людьми? Кто о нем говорит и как именно? Как в поступках проявляются его ум и характер, нравственные качества? Как вы полагаете, что думает о своем герое автор и что он хотел сказать, изображая его таким? Наконец, что вы сами можете сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Каким он вам представляется? На какие мысли о жизни, о человеке он вас навел? Только ответив на эти вопросы, вы можете сказать себе: я его знаю, он мне понятен.
Пример сочинения: Наблюдение целевое - по главным героям
Вот Онегин в деревне...
- Какие преобразования в имении он осуществил? Чем они завершились?
Ленский. Еще более, чем Онегин, оторван от национальной, народной почвы молодой «полурусский» помещик Владимир Ленский. Воспитанник Геттингенского университета1, поклонник философа-идеалиста Канта, он совершенно не знает жизни, верит в искренность и чистоту человеческих чувств, в идеальные отношения между людьми своего круга.
Он поэт, восторженный поклонник и последователь немецких поэтов-романтиков.
Как Пушкин относится к Ленскому и его поэтическому творчеству? А каким вы увидели Ленского? Владимир Ленский - единственный человек, с кем сблизился в деревне Онегин, несмотря на крайнее различие их натур («... Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой»). Сначала автор говорит о непрочности их первого знакомства («от делать нечего друзья»), но Онегин скоро постиг особенности натуры Ленского и сумел умно, сердечно подойти к наивному юноше:
- Сноснее многих был Евгений;
- Хоть он людей, конечно, знал
- И вообще их презирал,-
- Но (правил нет без исключений)
- Иных он очень отличал
- И вчуже чувство уважал.
Как это характеризует самого Онегина?
Оба не могли принять узкий духовный мирок провинциального дворянства. Как и Евгению, Ленскому
- ... не нравились пиры;
- Бежал он их беседы шумной,
- Их разговор благоразумный
- О сенокосе, о вине,
- О псарне, о своей родне...
- не интересовал его.
Близки оказались друзья и по духовным запросам:
- Меж ними все рождало споры
- И к размышлению влекло:
- Племен минувших договоры,
- Плоды наук, добро и зло,
Ольга. В порыве восторженной откровенности Ленский рассказывает своему другу «любви младую повесть». Он любит Ольгу Ларину так, «как одна безумная душа поэта еще любить осуждена». А в портрете Ольги, который рисует сам автор романа, нет ничего, что могло бы объяснить такое чувство Ленского:
- любой роман Возьмите и найдете, верно,
- Ее портрет: он очень мил;
- Я прежде сам его любил,
- Но надоел он мне безмерно.
Как характеризует Ленского эта «безумная» любовь? Какими художественными средствами подчеркивается романтизм, романтический мир Ленского? Можете ли вы объяснить последовательность появления героев романа: Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна?
Татьяна. «Ее сестра звалась Татьяна». С глубокой нежностью автор рисует портрет девушки, ее воспитание, характер, привычки. В черновиках романа есть строфа, которая не вошла в окончательный текст:
- Ни дура английской породы,
- Ни своенравная мамзель,
- В России по уставу моды
- Необходимые досель,
- Не портили Татьяны милой.
- Фадеевна рукою хилой
- Ее качала колыбель.
В самом романе говорится, что «страшные рассказы» няни «зимою в темноте ночей пленял... сердце ей». Не только народная поэзия, но и природа русской деревни формирует характер девушки. Татьяна выросла в свободной обстановке деревенской усадьбы. Героини сентиментальных романов Ричардсона, Руссо и г-жи Сталь, несомненно, привлекали Татьяну своей гордой самостоятельностью, независимым характером, любовью к простым людям из народа, готовностью отстаивать право на большое чувство. Родители не мешали ее увлечению романами. Отец «в книгах не видал вреда» и «не заботился о том, какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой». Простота, искренность отношений, русские обычаи, радушие и гостеприимство - в этой патриархальной обстановке формировался характер девушки из дворянской среды.
В роман вошла героиня, которую любит, которой восхищается автор. Чистота и благородство, мечтательность и восторженность натуры, глубокая любовь к русской природе резко отличают ее от окружающих, от мира буяновых и пустяковых. Воспитание и формирование характера Татьяны противоположны воспитанию и формированию Онегина. Там - полный отрыв от русской среды, здесь - постоянное влияние ее. В дальнейшем это определит взаимоотношения Онегина и Татьяны в развитии действия, окажет сильное влияние на их жизненные судьбы.