Литературно-поэтическая композиция, посвященная Международному женскому дню 8 Марта

ВЕДУЩИЙ:
Весна… Ее первые дни неприветливы. Еще не растаял снег, мрачными серыми шапками хохлятся по обочинам сугробы, кажутся безжизненными ветви деревьев.

Солнечные лучи холодны, а растаявшая лужица к вечеру снова покроется коркой льда. Днем идет снег, похожий на дождь, или дождь, похожий на снег… ЧТЕЦ (1):
Ленивым золотом текло Весь день и капало светило, Как будто влаги не вместило Небес прозрачное стекло. И клочья хмурых облак, тая, Кропили пегие луга.

Смеялась влага золотая, Где млели бледные снега. В. Иванов. ВЕДУЩИЙ:
Март обманчив. Но стоит только прислушаться – земля пробуждается, спешит воскреснуть, услышать голоса птиц и … поэтов. ЧТЕЦ (2):
Вина весеннего иголки Я вновь принять готов, – Ведь в каждой лужице – осколки Стеклянно-алых облаков. На императорской конюшне Заворковал зобатый рой …

Как небо сделалось воздушней, Как слаще ветерок сырой! <… > Мы снова путники! Согласны? Мы пробудились ото сна!

Как чудеса твои прекрасны, Кудесница любви, весна! М. А.Кузьмин ВЕДУЩИЙ:
По весне человек ждет чуда. ЧТЕЦ (1):
Как по весне Кружится голова. Мне кажется, Что я всю жизнь молчала. И рвутся из меня Любви слова, Которые всегда в плену держала!

Н. Жигарева ЧТЕЦ (2):
Ожидание чуда и ожидание любви совпадают у природы и человека даже по календарному времени. Не случай но в эти первые весенние дни мы готовимся к одному из самых нежных и добрых праздников в году.

ВЕДУЩИЙ:
Виновницей весеннего торжества является женщина. Весна – таинство природы. Кажется, что с ее приходом все в нашей жизни налаживается. Весна и сама подобна женщине: так же нежна, так же непредсказуема, так же желанна и таинственна. Обаяние женского образа, его неповторимость с древней ших времен пленяет сердца. За женскую красоту сражались воины, перед женским очарованием преклоняются художники, музыканты, скульпторы, женщину воспевают поэты.

ЧТЕЦ (1):
Рисую женщину в лиловом. Какое благо – рисовать И не уметь! А ту тетрадь С полузабытым полусловом Я выброшу! Рука вольна Томиться нетерпеньем новым. Но эта женщина в лиловом Откуда? И зачем она Ступает по коням лиловым В прекрасном парке давних лет?..

Б. А.Ахмадулина ВЕДУЩИЙ:
О каком «парке давних лет» говорит в своем стихотворении поэтесса Б. Ахмадулина? Может быть, ее взгляд устремлен в далекие события, которые сохранила для нас античная мифология? ЧТЕЦ (2):
Чтобы снискать любовь спартанской царевны, красивей шей из женщин Эллады – Прекрасной Елены, со всей Греции собрались знатней шие герои – Менелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, Аякс, Патрокл… Они просили ее руки, они готовы были охранять ее честь, даже если бы им было отказано.

Зевс, отец Елены, отдал свою дочь за Менелая, царя Спарты, храброго воина и вождя. ЧТЕЦ (1):
Заспорили три богини – кому обладать яблоком с надписью «прекрасней шей », которое подбросила им богиня раздора Эрида.

Рассудить богинь повелитель богов Зевс поручил юному Парису, сыну царя Трои Приама. Чтобы победить в споре, богиня красоты и любви Афродита обещала Парису любовь Прекрасной Елены. И Парис признал Афродиту прекрасней шей из богинь. Царевич Парис почти забыл о своем обещании Афродите, но она сама напомнила – построила своему любимцу корабль. И не послушав отца и вещунью Кассандру («Горе великой Трое и всем нам!»), Парис отправился в путь. И обольстил Парис Елену, тай ком от мужа увез с собой.

Похищение Елены у Менелая стало поводом к началу Троянской вой ны. Афродита помогала троянцам, а оскорбленная покровительница брака Гера и богиня мудрости Афина – их противникам ахей цам, которые, сватаясь к Елене, дали клятву оберегать ее. ВЕДУЩИЙ:
В поэтическом сознании образ Елены навсегда остался божественным и занял прочное место в литературе и изобразительном искусстве от античности до наших дней. В «Фаусте» Гете божественность Елены подчеркивается и противопоставляется земной сущности Гретхен. Возрождение можно назвать временем культа женщины. Великие мастера воспевали своих возлюбленных, оставляя их имена истории, а свои – славе.

Любимая Данте Беатриче, возлюбленная Петрарки Лаура, Мария остались символами любви, восторга и восхищения, преклонения перед красотой женщины. ЧТЕЦ (1):
О вашей красоте в стихах молчу И уповать не смею на прощенье И, полагаясь на воображенье, Упущенное наверстать хочу. Но это мне, увы, не по плечу, Тут не поможет все мое уменье, И знает, что бессильно Вдохновенье, И я его напрасно горячу. Не раз преисполнялся я отваги, Но звуки из груди не вырывались. Кто я такой, чтоб взмыть В такую высь? Не раз перо я подносил к бумаге, Но и рука, и разум мой сдавались На первом слове. И опять сдались.

Ф. Петрарка. Сонет XX ВЕДУЩИЙ:
Сонет Франческо Петрарки, посвященный его возлюбленной Лауре, прекрасно передает всю недосягаемость совершенства. Поклонение женской красоте, исполненной величия, само по себе достой но восхищения. Лаура у Петрарки – это и божество, и поэзия, и дуновение ветерка, и любовь, и мечта о неземном… Рядом с неземной красотой – с богинями и музами-вдохновительницами, рядом с «мимолетными видениями» поэтам было порой просто необходимо присутствие женщин земных, не столько прекрасных, сколько милых, резвых и веселых: Пью за здравие Мери, Милой Мери моей, Тихо запер я двери И один без гостей Пью за здравие Мери. Можно краше быть Мери, Краше Мери моей, Этой маленькой пери; Но нельзя быть милей Резвой, ласковой Мери. Будь же счастлива, Мери, Солнце жизни моей! Ни тоски, ни потери, Ни ненастливых дней Пусть не ведает Мери.

А. С.Пушкин Проходят времена, меняются эпохи. Как говорит Михаил Кузьмин в одном из своих стихотворений, «стареются слова», «но сердце не стареет».

И пока живут на земле поэты, в нашей жизни есть место для любви, а в стихах – для женщины… ЧТЕЦ (1):
Бледны все имена и стары все Названья – Любовь же каждый раз нова. Могу ли передать твои Очарованья, Когда так немощны слова? Зачем я не рожден, волнуемый, Влюбленный, Когда любви живой язык Младенчески сиял красой Перворожденной И слух к нему не так привык?

Нельзя живописать Подсказанный певцами Знакомый образ, пусть он мил, Увенчивать того заемными Венцами, Кто не венчанный победил. Стареются слова, но сердце Не стареет. Оно по-прежнему горит, По-прежнему для нас Амур Крылатый реет И острою стрелой грозит… М. А.Кузьмин ВЕДУЩИЙ:
О женщинах слагают легенды. ЧТЕЦ (2):
Стихотворение Николая Гумилева, посвященное женщине: «О тебе».

О тебе, о тебе, о тебе, Ничего, ничего обо мне! В человеческой темной судьбе Ты – крылатый призыв К вышине. Благородное сердце твое – Словно герб отошедших времен. Освящается им бытие Все земных, всех бескрылых Племен, Если звезды, ясны и горды, Отвернуться от нашей земли, У нее есть две лучших звезды: Это – смелые очи твои. Н. С.Гумилев ВЕДУЩИЙ:
Можно вспомнить множество имен, вошедших в книги, воспоминания, в отечественную и мировую историю. Но давай те на мгновение забудем о книгах и памятниках, давай те заглянем в наш собственный дом и вспомним о тех, кого мы поздравляем в первую очередь, когда приходит праздник 8 Марта.

Конечно же, это наши мамы, бабушки. Культ матери в славянской мифологии всегда отождествлялся с культом земли: мать-сыра земля – начало, несущее жизнь. Плодородная земля давала возможность выжить. Мать – символ опеки, заботы.

С ее культом связаны многие сказания, предания, обряды. В древности существовал специальный обряд (женская инициация), на котором девушек посвящали в матери. Ему предшествовали так называемые девичники. Этот ритуал был священен и важен для каждой девушки. Может быть, это прозвучит странно, но всем нам знакомый с детства образ Бабы-Яги, которого кто-то долго боялся, кто-то не любил за свирепость, – это не что иное, как образ умершей матери (праматери всех живых). От нее идет прямой путь к таким богиням, как Кибела с ее преувеличенными органами плодородия, как Артемида – вечная девственница, живущая в лесах. Все трое – охранительницы.

Очаг, его «охранение» – забота родовой женщины. Так или иначе, Почитание матери – это прежде всего почитание «родовой женщины», рода. ЧТЕЦ (1):
«О тяготы блаженной искушенье, Соблазн неодолимый зваться «мать» И новой жизни новое биенье Ежевечерне в теле ощущать. По улице идти как королева, Гордясь своей двой ной судьбой. И знать, что взыскано твое слепое чрево И быть ему владыкой и рабой, И твердо знать, что меч Господня гнева В ночи не встанет над тобой …» – так пишет о материнстве Мария Шкапская.

ВЕДУЩИЙ:
Каждой земной женщине-матери близка судьба Богородицы – матери Иисуса Христа – Девы Марии. Хотя считается, что жизнь Марии началась так, как и у всех людей, идея ее богоизбранности, ее непорочность от начала мира играет важную роль. В фольклоре образ Марии связан с обрядом богини земли, матери-природы: «Богородица великая мать-сыра земля есть», – говорит герой Достоевского. ЧТЕЦ(2):
Сразу даль обнажена, В льды душа моя уводится.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент