Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Сергея Есенина

Поэзию Сергея Есенина знают и любят и учителя и ученики. Но понять глубину содержания даже хорошо известных хрестоматийных текстов сложно без знания жизни стихотворца, без погружения в атмосферу времени, в котором он творил, любил, общался, спорил и ненавидел, которое принимал и одновременно отрицал. Другими словами, без погружения в бесконечную поэтическую Вселенную.

Как показывает практика, для знакомства СО всем этим многоплановым материалом, включающим И биографические, и исторические, и литературоведческие пласты, уроков не хватает. Необходимо использовать возможности, которые предоставляет учителю-сло-веснику внеклассная работа. Именно поэтому представляется целесообразным предложить вниманию читателей литературно-музыкальную композицию, построенную по принципу панорамного отображения действительности. Ее автор - кандидат филологических наук М. Я. ЛЕВЯНТ (Республика Молдова) - использовала не только стихи, но и воспоминания современников, фрагменты стенограмм литературных дискуссий, писем, что дает возможность ощутить сам дух той переходной и тревожной эпохи. Все это поможет и зрителям, и участникам спектакля войти в сложное мироздание большого русского поэта накануне его столетнего юбилея.

Среди действующих лиц выделяется образ Владимира Маяковского, своеобразного поэтического антипода Есенина, колоритная фигура которого позволяет воспроизвести контрастность, необходимую для естественности и полноты портрета.

Распределить роли между учащимися учителю поможет знание их индивидуальных способностей и наклонностей. А оформить сцену - эстетический вкус и чувство есенинской эпохи. Можно рекомендовать использовать фотографии поэта и его собратьев по перу, репродукцию афиши его выступлений на поэтических диспутах, плакаты с названием журналов, в которых печатались его стихотворения, издательств, которые выпускали его книги. Дополнением к общему оформлению могут стать такие атрибуты-символы, как веточки любимой поэтом березы, гроздья-искры из «костра рябины красной», а возможно, и чья-либо собака, потомок тех четвероногих, которым Есенин посвящал трогательные и пронзительные строки. Все это поможет создать зрительный образ Вселенной Есенина.

Ведущий.

Из воспоминаний N. Асеева:

Маяковский очень стремился объединить вокруг «Лефа» наиболее ярких писателей... Помню, как он пытался привлечь к сотрудничеству Сергея Есенина... Тот с места в карьер запросил входжения группой. Маяковский, полусмеясь, полусерьезно, возразил, что сниматься, оканчивая школу, хорошо группой. «А у вас же есть группа?» - вопрошал Есенин. «У нас не группа, у нас - планета». На планету Есенин соглашался... Потом он стал настаивать, чтобы ему в полное распоряжение дали отдел. А вот называться он будет «Россиянин». «А почему не «Советянин»? - спросил Маяковский.

Маяковский.

  • На сотни эстрад бросает меня,
  • на тысячу глаз молодежи.
  • Как разны земли моей племена,
  • и разны язык и одежи.
  • Заводы. Березы от леса до хат
  • бегут, листками вороча.
  • И чист, как будто слушаешь МХАТ,
  • московский говорочек.
  • Лечу ущельями, свист приглушив
  • снегов и папах седины,
  • сжимая кинжалы, стоят ингуши,
  • следят из седла осетины.
  • Тифлисцев узнаешь и метров за сто.
  • Гуляют часами жаркими
  • в моднейших шляпах, в ботинках носатых
  • этакими парижаками.
  • Используй, кто был безъязык и гол,
  • свободу советской власти.
  • Ищите свой корень и свой глагол,
  • во тьму филологии влазьте...
  • Звучит песня на ел. Есенина «Письмо к матери» (муз. В. Липатова).

 Есенин.

Разбуди меня завтра рано, О моя терпеливая мать! Я пойду за дорожным курганом Дорогого гостя встречать... Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет. Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт. Воспою я тебя и гостя. Нашу печь, петуха и кров. И на песни мои прольется МОЛОКО твоих рыжих коров.

Маяковский.

  • Алло!
  • Кто соворит?
  • Мама?
  • Мама!
  • Ваш сын прекрасно болен!
  • Мама!
  • У него пожар сердца...
  • Скажите сестрам Люде и Оле...
  • Ему уже некуда деться.
  • Каждое слово,
  • даже шутка,
  • которое изрыгает горящим ртом он,
  • выбрасывается как голая проститутка
  • из горящего публичного дома.
  • На лице обгорающем
  • из трещины губ
  • обугленный поцелуишко броситься вырос.
  • Мама! не могу. У церковки Сердца занимается клирос!

Ведущий. Даровитый юноша, Есенин, прямо из деревни попадает в город и здесь втягивается в кабацкую жизнь, начинает пьянствовать и развратничать.

Звучит песня «Эх, загулял, загулял, парень молодой...»

 



Портретная характеристика персонажей