x x
menu

Литературная игра «Творения пара» (творчество Т. Шевченко)

Условия мероприятия: Ученики класса распределяются на 2 команды, избираются капитаны, слог жюри. Победителем считается и, которая в течение 6 мин. предоставит более всего правильных ответов, т. е. образует пары (между ключевыми словами и их понятиями за смыслом).

Задача для І команды

2. Блиц опрос

• О каком человеке говорят, что она верующая?

• Что вам известно о Библии как Святое Письмо?

• Чему необходимо придерживаться заповедей Бог? Чем они поучительные?

• Для чего писатели в своих произведениях упоминают Бог?

• Назовите произведения Т. Шевченко, в которых он использует общеупотребительные в народной речи риторические обращения к Господу и выражения («Причинная», «Екатерина», «Тополь», «К Основяненко»)

ІІІ. Объявление темы цели урока. Мотивация учебной деятельности

IV. Основное содержание урока

…там будем жить, людей любит, святого Господа хвалит.

Т. Шевченко

…Боже милый! Как хочется жить, и любить твою правду, и весь мир обнять.

Т. Шевченко

1. Вступительное слово учителя

О чем бы не рассказывал, что бы не описывал, к какой бы теме не обращался поэт, он не оставляет Бог, идет рядом с ним, но самое главное - имеет Бог в душе и сердце. Бог для Т. Шевченко - это большая и ценнейшая духовная сила. Без нее нельзя ни жить, ни создавать, ни бороться.

Веря в силу Бога, поэт молится ему:

Помолюсь Господу Сердцем одиноким.

Духовность, т. е. то, что связанное с внутренним миром человека, ее моралью, думами, занимала одно из важнейших мест в творчестве Т. Шевченко. И в начале литературной деятельности, в более поздний года и перед смертью поэт не потерял веры у Бог, всегда обращался к нему при поддержке. Так делали и герои его произведений.

Т. Шевченко - большой сын Украины, гордость и слава наша. Творчество поэта - сгусток добра и правды. Он был сеяльщиком на духовной ниве нашего народа. Он верил, что есть сила, которой треба поклоняться, так как она, духовность в найсвятішому ее понимании, спасет человечество от морального и духовного опустошения, вырождение, обеднение. Этой силой есть Бог.

Будем делать так, как делал Кобзарь: носить Бог в душе и сердце, верить в его силу, доброту и могущество.

2. Сведения из теории литературы.

2.1. Псалом — жанр духовной лирики, религиозная песня, молитва,

в которой высказано разные религиозные чувства.

Тематически псалмы можно поделить за такими группами:

• придавленный горем или тяжелым недугом автор жаловался на причиненную несправедливость, боль, страдание и просит у Бога защиты и поддержки;

• от лица народа авторы умоляют у Бога милосердие во время тяжелый времени, войны, голода, мора;

• авторы стремятся разбудить веру у Бога, в его милость и опеку;

• произведения, где высказанные чувства признательности от отдельных лиц и целой общины;

• гимны, которые прославляют Бог;

• псалмы исторически-учебного характера;

• псалмы философско-медитативного характера, в которых воспевают величие и достоинство, дарованные человеку Бог;

• псалмы, которые славят космическое мироздание, где небо - это жилье Бога.

2.2. Гимн (гр. Кутпоз — торжественная песня, похвала) — один из видов

лирической поэзии: торжественная, похвальная песня, в которой возвеличивает какое-то явление, лицо, событие.

По тематике известные такие гимны: государственные, военные, религиозные, в честь исторических лиц и событий, сатирические. Особенность гимнов:

• торжественная лексика;

• величественные и простые мелодии;

• монументальность поэтических образов и музыкальной фактуры и т д.

2.3. Псалтырь из древнееврейского языка перекладывается как «книга хвалы». Это любимая книга Старика Завещания многих поколений людей, в которой помещено 150 псалмов, положенных на музыку для богослужения. Главный автор псалмов - израильско-иудейский царь Давид (в заголовках 73 псалма приписываются ему), другими авторами были Асаф (12 псалмов), сыновья Кореевы (11), Соломон (2), Моисей (1), Єфам (1) и неизвестные авторы (50).

2.4. Перепев — а) Вид перевода: свободная передача художественных произведений средствами другого языка или же стих, написанный по мотивам другого произведения. б) Повторение давно написанного, известного, надоедливого.

3. Т. Шевченко - Библия - социальное устройство.

В последний период творчества поэта перепевы и травестії библейских сюжетов занимают значительное место. Ему импонировали идеалы раннего христианства, которое возникло как религия рабов и выражало их

Интересы и стремления. Внимание автора пленили те легенды, псалмы, пророчества, в которых речь идет о борьбе правды с неправдой, добрая со взлом, о неминуемом наказании «нечестивцев», наступление счастливой жизни земных мучеников. Библейские образы под пером поэта-демократа наполнялись определенным содержанием, служили пропаганде освободительных идей. Наказание «жестоких людей несытых» должно было состояться не в аду, а на земле - в огне восстания трудящихся. Вознаграждение страдникам должна прийти не после смерти в раю, а еще за жизнь, в результате свержения царской власти и утверждение справедливого общественного порядка.

4. Работа над программными произведениями Т. Шевченко 4.1. «Исаия. Глава 35» (1859).

4.1.1. Выразительное чтение произведения, комментарии содержания и непонятных слов-понятий.

4.1.2. История и источники написания. Т. Шевченко очень рано начал свое знакомство из библейскими

Текстами. Дело в том, что в так называемой дьяковой школе, где он учился грамоте, «Псалтырь» (так называли книгу псалмов из Библии) заменял и букварь, и книгу для чтения. Малый Тарас быстро научился ему читать. «Приходя домой после уроков, Шевченко долго просиживал над псалмами, захватываясь их поэзией, декламируя их вслух», - писал один из школьных товарищей поэта.

Почти нет данных об истории создания «Подражания». Известно только, что стих в черновом варианте был записан на обороте офорта, над которым работал художник. Именно весной 1859 г. (поэзия датируется 25 марта) Шевченко очень много работал как художник, совершенствовал гравировальную технику, большого внимания уделяя офорту. Приходилось дневать и ночевать в мастерские. Вдруг появление замысла поэзии и вдохновение оторвало поэта от гравировки на меди, заставила взяться за перо. Чистой бумаги не было,- и он, делая много исправлений, записал стих на оборотной стороне недавно выполненного офорта.

Исаия - старинный еврейский пророк, автор одной из книг Библии. Его пророчества и есть источниками Шевченковского наследования.

4.1.3. Тема: Мечта поэта о излишества свержения самодержавия и развитие нового общества — трудящихся.

4.1.4. Идея: Уверенность Т. Шевченко в святость божьей правды, которая воцарится на земле, вера в счастливую и свободную жизни.

4.1.5. Основная мысль: «Оживут степи, озера, / И не верстовии, / Сквозь пути святые / Постелются…»

4.1.6. Жанр: Перепев из Библии («подражание») — один из любимых жанров поэта; гимн Воли.

4.1.7. Композиция.

Произведение условно можно поделить на 3 части:

1 часть — Провозглашение радости на земле, вследствие

божественной ласки.

2 часть — Воздаяния Всевышнего долготерпеливым:

а) «невидящие прозрят»; б) «немым отверзнутся уста»;

В) «и дебри…—пустыня жаждущая... проснется»;

Г) «веселые реки потекут, а озера…порастут... оживут».

3 часть — Радость трудящихся по поводу получения ими воли.

4.1.8. Словарная работа.

Текст станет более понятным, если знать, что:

Кармил (Кармель) — это покрытая пышной растительностью гора в Палестине, стала библейским символом гордой красоты;

Ливан — горная прядь на севере Палестины, которое библейские пророки часто символизировали как славу и величие Иудейского царства;

Омофор — богатый, золотом вышитый покров.

4.1.9. Содержание произведения, его художественная насыщенность.

Начало стиха по форме напоминает народные рождественские песни. Это обращение к земле. Метафорическая картина счастья начинается из приказа земли расцветать, обновиться. А дальше будет Божий суд, когда справедливость победит. Зло будет наказано, а вот порабощенные крепостные, метафорическим образом которых в произведении становятся «темные», «слепые», «убогие», будут вылеченные.

В третьей части стиха и обрисована идеальная жизнь несчастного народа-мученика, который заслужил этот рай. Поэт прибегает к аллегории, которая выполняет двойную функцию. Во-первых, изображает народная счастливая жизнь в будущем, во-вторых, показывает, к чему приводит рабство человека. Закрепощенный человек становится морально забитой, необразованной, физически нездоровой. Использование в стихе старославянизмов также выполняет двойную функцию: стилизует стих к библейским произведениям и предоставляет ему пафосу, торжественности.

Вершиной глобальной картины обновления в стихе становится «прорыв слова». Свобода слова, свобода получать образование для автора становятся ведущим условием процветания общества.

Картина творческой свободы передается через метафору плодородной, цветущей земли. Эпитеты последней части произведения довершают созданную картину счастливой идеальной жизни. Как настоящий гуманист, автор провозглашает: люди должны радоваться и свободно веселиться на своей земле.

4.1.10. Характеристика образов произведения.

Наступление блаженства Божьего показано через конкретные образа, каждый из которых есть опорным:

• «откроются глаза слепым и отворятся уха глухим»;

• «будет скакать кривой, словно олень»;

• «будет петь безмолвный язык»;

• «воды в пустыне забьют источником, и потоки в степи! И место сухое станет прудом, а жаждущий край сборником родниковым»;

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать