x x
menu

Литература «потерянного поколения»

Социально-политическое мироустройство Европы и Америки после окончания первой мировой войны. Последствия великого противостояния:

духовное смятение в общественных умах, гибель целой системы основополагающих ценностей, мучительное осмысление «заката цивилизованного мира», осознание глубокого одиночества человека, скепсис в отношении любого проявления прогресса.

Появление новой общности людей, поколения, пережившего войну и не сумевшего обрести себя в послевоенном мире; поколения, которое оказалось выброшенным на обочину жизни,-потерянным. «Оно было потеряно прежде всего потому, что было вырвано, отучено и почти отброшено от своей привязанности к какому-нибудь месту или традиции. Оно было потеряно, потому что его обучение подготовило его для другого мира, а не для того, который существовал после войны. Оно было потеряно, потому что пыталось жить в изгнании. Оно было потеряно, потому что оно не принимало никаких других руководств для поведения и потому что оно сформировало ложное представление об обществе и месте писателя в нем.

Это поколение принадлежало периоду перехода от ценностей, уже устоявшихся, к ценностям, которые еще должны быть созданы» (М. Каули).

Писатели А. Барбюс, Э. Хемингуэй, Р. Олдингтон, Э. М. Ремарк, У. Фолкнер, Дж. Дос Пассос, Ф. С. Фицджеральд как символы литературы «потерянного поколения».

Мотивы «потерянности» в творчестве Анри Барбюса (1873—1935), создателя первого антивоенного романа «Огонь» (1916), романа нового типа. Беспристрастное свидетельство современника о жестокой «окопной правде». Жанровое своеобразие. Роман написан в форме дневника, фронтовых записок. Война представлена как тяжелая и грязная работа людей по взаимному истреблению друг друга; художник заглянул в «сущность войны и показал людям бездну их заблуждения». Взвод, солдатская масса — коллективный образ героя книги. Отсутствие романтической патетики. Натуралистическая окраска батальных сцен романа. Композиционное своеобразие произведения.

Ричард Олдингтон (1898—1962) о судьбе своего поколения в романе «Смерть героя» (1929), «...эта книга, в сущности — надгробный плач, слабая попытка создать памятник поколению, которое на многое надеялось, честно боролось и глубоко страдало».

Джордж Уинтерборн — журналист, художник, его смерть, это символ всей «отвратительной, жестокой, нелепой катастрофы». Сама книга — искупление вины перед погибшими на войне, искупление пролитой крови;

одновременно это и обвинительный приговор, который произносится от имени военного поколения всему миру. «Весь мир виновен в кровавом преступлении, весь мир несет на себе проклятие, подобно Оресту, он. обезумел, и сам стремится к гибели, точно гонимый легионом Эвменид».

Обращение автора к истокам трагедии потерянного поколения, желание разобраться в причинах, толкнувших героя встать под пулеметный огонь.

Образ «дивной старой Англии» в романе, отдавшей своих сыновей на «съедение червям». Реалистическая передача примет довоенной викторианской эпохи и облик послевоенной Англии, чей «дух окутан плотными туманами лицемерия, благополучия, ничтожности». Саркастический тон повествования. Суровый приговор поколению отцов. Уинтерборны-старшие («милый папа», «милая мама») в романе. Проблема семейных отношений. Противодействие героя окружающей среде, двойной стандарт Джорджа (одна жизнь для себя, другая для школы, дома). Взаимоотношение полов в романе (любовный треугольник — Джордж, Элизабет, Фанни). Критика уродливого семейного быта и общественных нравов. Война как важный этап формирования личности героя; его неприспособленность

к тяготам окопной жизни. Путь в будущее для Джорджа закрыт. Размышление над последним поступком героя: убийство или самоубийство? «Вся недолгая жизнь Уинтерборна была борьбой за свое человеческое «Я», за нормальную естественную жизнь, борьбой против лжи и лицемерия, предрассудков и условностей»(Н. П. Михальская).

Идеи пацифизма в художественной практике немецкого романиста Эриха Марии Ремарка (1898—1970). Верность писателя идеалам и настроениям молодости. Стремление художника в романе «На западном фронте без перемен» (1929) «рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов». Это эпическая сага о «железной молодежи»(Пауль Боймер, Мюллер, Кропп, Леер), чья молодость была безжалостно похоронена в окопах войны. Слишком быстрое превращение вчерашних школьников в «опасных зверей», ценность которых сводилась к одному «разрушать и убивать, чтобы спастись самим». Взгляд писателя на войну как на воронку, затягивающую в себя человека, где парализуется его воля, убивается его личность, где остается только инстинкт самосохранения. Система антитез в романе:

война и довоенные ложные представления о ней; война — обыденность и слепота тыла; война и ложные представления о приличиях, воспитанных цивилизаций. Обилие натуралистических деталей в изображении нелицеприятных сторон войны.

Эрнест Миллер Хемингуэй (1899—1961) о войне и о любви в романе «Прощай, оружие» (1919). В основе книги — личный жизненный опыт писателя, его фронтовые переживания. Трагизм судьбы героев «потерянного поколения» — медсестры Кэтрин Баркли и лейтенанта Фре-дерико Генри.

Невозможность убежать от жестокости мира. «Когда люди столько мужества приносят в этот мир, мир должен убить их, чтобы сломить, поэтому он их и убивает. Он убивает самых добрых и самых нежных, и самых храбрых без разбора». Ощущения трагизма бытия. Любовь героев в атмосфере страданий, крови, смерти. Война представлена как абсолютный символ жестокости мира. Индивидуальный пацифистский протест лейтенанта Генри, его недоверие к высоким словам и возвышенным идеалам. Дезертирство, сепаратный мир, заключенный героем— вызов против, преступной бойни, борьба за свое право на личное счастье. Смерть Кэтрин, ребенка как полное крушение надежд Фредерико на настоящую жизнь. Творческая манера писателя. Внутренний монолог. Значимость каждой детали. Предельно точная передача психологической атмосферы с помощью образов-лейтмотивов (образ дождя, осени). Взаимосвязь внутреннего состояния героев и картин природы. Убедительная подлинность в изображении батальных сцен и фронтового быта. Подтекст.

ЛИТЕРАТУРА: Мелик-Саркисова Н. В. Реализм Анри Барбюса. — Саратов, 1960. Гуро И., Фоменко Л. Анри Барбюс. — 1962. Михальская Н. П. Пути развития английского романа 1920—1930 гг. Утрата и поиски героя. — М., 1966. Урнов М. В. Ричард Олдингтон // Урнов М. В. На рубеже веков. Очерки английской литературы. — М., 1970. Сучков Б. О книгах Эриха Марии Ремарка // Сучков Б. Лики времени. Статьи о писателях и литературном процессе. В 2 т. — Т. 2. — С. 139—175. Старцев А. И. От Уитмена до Хемингуэя. — М., 1981. Засурский Я. Н. Американская литература. Некоторые аспекты литературного процесса. — М., 1996.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать