Буржуазное искусство конца XIX - начала XX века не достигло высокого художественного уровня там, где живая действительность подменялась мифом либо подвергалась стилизации, искажающей реальность в угоду «прекрасному», как это делал не только Стефан Георге, но и Макс Даутендей (1867-1918), Альфред Момберт (1872-1942), Теодор Дойблер (1876- 1934). Гораздо значительнее оказались произведения тех поэтов, которые выражали чувство одиночества и отчуждение личности, хотя подобные стихи не несли в себе достаточных возможностей для аналитического осмысления социальных условий, уродовавших человека.

С гораздо большей последовательностью и успехом шло развитие реалистической драмы и прозы, где реализм, по словам Ф. Энгельса, «правдиво изображая действительные отношения, разрывает господствующие условные иллюзии». Это относится как к немецкой литературе в целом, так и к австрийской. Новый этап в развитии литературы критического реализма может быть прослежен, в частности, в творчестве Артура Шницлера и Карла Крауса, влияние которых вышло далеко за пределы Австрии.