Литература как вид художественного искусства

Литературе как виду искусства присуще многомерное, историческое осмысление действительности, восприятие и изображение ее как процесса. Предметом ее познания и воспроизведения является человек в жизненном процессе и все с ним связанное. Поэтому художественную литературу называют человековедением. Иван Франко назвал историю науки драмой идей. Взяв за основу эту мысль, историю литературы называем драмой идей и образов. Писатель, исследуя мир, говорит образами и картинами, которые так же влияют на ум, как и научные выводы, но еще больше на душу, эмоциональный мир читателя. Художник, вооружившись словом, рисует живые и яркие образы, создает правдивые картины жизни, влияя на фантазию читателей и их воображение.

Он ставит героя перед лицом неминуемой необходимости действовать, побуждая его руководствоваться социальными мотивами или иррациональными толчками, становясь жертвой собственных иллюзий. Мотив «утраченных иллюзий» (название романа Оноре де Бальзака), преодоление героями своих иллюзий - давний мотив изящной словесности, который нашел яркое воплощение и в произведениях украинских художников слова. Реальность во всем разнообразии переносится в художественное произведение, становится «второй реальностью», чем-то похожей с действительностью, но преобразованной писателем согласно его вкусам, идеологическим ориентациям, эстетичным вкусам.

Моделирование реальности подчиняется логике художественного мышления художника, отвечает его замыслу - представить свою картину мира, высказать свои идеалы. Художественное новаторство или феномен творческих вкусов отбора материала и его художественное освоение обусловлены психологией художника, его этическими и моральными взглядами, сквозь призму которых он интерпретирует мир в пределах собственных знаний. Вместе с тем художественное произведение развивается по законам жанра, стилевого течения в искусстве.

Вы уже наблюдали, что классицисты, например, четко разделяли героев на положительных и отрицательных, идеальных и носителей зла, итак характеры были одномерными. Персонаж олицетворял определенный признак - ум, мужество, благородство, честность, жадность, коварность, жестокость, лицемерие, хвастливость. Вместе с тем у романтиков герой наделялся исключительным характером и действовал в необыкновенных обстоятельствах, переживал страстные чувства, которые руководили его поступками, как, например, в повести «Тарас Бульба» Николая Гоголя.

Вопреки случайному подбору материала, условности и субъективности творчества, предоставлению преимущества тем или другим фактам, явлениям, произвольности толкований, писатель имеет конечную цель: представить читателю эстетичный образ реальности, в котором «случайное» становится средством осмысления вероятной природы частных явлений и человеческого бытия. Такая магия правдоподобия художественной картины мира достигается с помощью отдельных деталей, воспроизведенных ситуаций, описаний, диалогов, монологов и художественного обобщения. Поэтому читатель образ «другой реальности» воспринимает как возможный вариант мироздания, которое можно воспринимать или возражать. Такова природа художественной литературы как разновидности искусства.

Вы знаете, что литературу разделяют на периоды: ХІ - ХVІІІ столетия - давняя, ХІХ столетие - новая, ХХ - начало ХХІ столетие - новейшая литература. Изящная словесность ХІХ столетия делится на меньшие самостоятельные периоды: литература первых десятилетий ХІХ столетия; 40 - 60-е годы; 70- 90-е годы, конец ХІХ - начало ХХ столетия. Каждый период характеризуется своими образами, проблематикой, жанровой, стилистической своеобразностью, определенными эстетичными открытиями, художественными достижениями.  Художники ориентировались на передовые философские и эстетичные идеи, создавали в русле поисков писателей Европы. Это подтверждает функционирование стилевых течений в западноевропейских и украинской литературах: классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма, натурализма, модернизма, которые, в сущности, развивались в небольших временных промежутках, а под конец ХІХ столетия совпадали.

Постепенно  литература завоевывала мировое признание. В европейских странах большой резонанс имели произведения Ивана Котляревского, поэтов-романтиков, Тараса Шевченко, Николая Костомарова, Марка Вовчок, Пантелеймона Кулиша, Ивана Франко, Ивана Карпенко-Карого, Михаила Старицкого, Ольги Кобылянской, Михаила Коцюбинского, Леси Украинки и других, чьи произведения переводились на славянские и западноевропейские языки, были положительно оценены тогдашними критиками. В конце ХІХ столетия лучшие произведения украинских художников стали известными и в Америке.

Неотъемлемым признаком литературы является ее национальная своеобразность и всечеловеческое измерение. Это означает, что искусство слова каждого народа имеет национальную самобытность, является носителем признаков, которые характеризуют нацию, отображают ментальность народа, его духовность. Общие национальные особенности мировосприятия обусловлены исторически, сформированы географическими особенностями территории страны, на которой живет народ, ее экономическими, общественными условиями, а также культурой, в частности литературной жизнью. Национальная своеобразность литературы обозначается на тематике и проблематике произведений, изображении характерных типов, которые показывают себя через индивидуализированные черты героев.

Это органическое качество художественной литературы определенного народа ярко раскрывается через систему содержательных и формально-стилевых особенностей, присущих национальным художникам. Но литература каждого народа несет в себе не только национальные особенности, а и общечеловеческие, близкие читателям других народов.   литература является гуманистическим художественным феноменом, поскольку всегда несла большой заряд любви к человеку, защищала человеческое достоинство. Неслучайно произведения писателей находили отклик в сердцах читателей мира, которые восхищались искрометным смехом Ивана Котляревского, глубоким патриотизмом Тараса Шевченко, романтизмом Николая Гоголя, интеллектуализмом Леси Украинки, гуманистическим пафосом Ольги Кобылянской, неповторимой поэтикой Михаила Коцюбинского. Читателям многих стран импонирует пафос утверждения духовной ценности человека, его права на свободу, равенство, свободное развитие, защиту государственной независимости. Развитие литературы происходит в беспрерывных поисках, экспериментах, т.е. постоянно находится в процессе.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент