x x
menu

Литература и общественность Германии в 50-е и 60-е годы

Одним из важнейших условий формирования и расцвета литературы Германии послужило создание на новых демократических основах системы издательств, книготорговых организаций и библиотек. Уже в первые послевоенные годы большинство типографий и издательств, журналов и радиостанций, театров, библиотек и книжных магазинов было либо национализировано, либо передано демократическим организациям. В 50-е и 60-е годы книгоиздательские и книготорговые учреждения были реорганизованы таким образом, чтобы могли полнее отвечать интересам и запросам трудящихся, еще разностороннее учитывать задачи социалистического строительства.

Был образован союз писателей, представлявший интересы деятелей литературы. Эти преобразования происходили под руководством революционной пролетарской партии, Социалистической единой партии Германии, в рядах которой вели активную работу многие писатели. СЕПГ проявила инициативу по вовлечению писателей в решение разнообразных сложных задач. Творческие поиски, идеологическая, просветительская работа, борьба против влияния буржуазной идеологии, принципиальная критика и свободный обмен мнениями способствовали росту идейной убежденности деятелей культуры. Эта политика на протяжении многих лет вела ко все более широкому и прочному сотрудничеству писателей с рабоче-крестьянской властью. У многих писателей росло понимание исторической миссии рабочего класса, закономерности перехода к социализму, необходимости создавать литературу партийную, неразрывно связанную с народом. Метод социалистического реализма завоевывал надежные позиции и стал играть к концу 50-х годов определяющую роль.

В 1978 году, выступая на VIII съезде Союза писателей, Герман Кант с полным правом сказал, что Германии стала «страной читателей», и указал на то, что литература в ней является делом общественным:

«Наши книги внесли свой вклад в формирование самосознания граждан нашей страны, участвовали в новом раскрытии личности, содействовали процессам познания и просвещения, шутили и спорили, служили подлинному освобождению человека, росту гражданской сознательности, упрочению коллективизма и солидарности. Кое-кому они помогли сохранить или вновь обрести вкус к жизни, а еще наши книги помогали крепить решимость всеми силами защищать эту жизнь».

О литературе, являющейся делом всего общества, шла речь также в литературоведческих работах и дискуссиях 70-х годов. Так, литературовед Роберт Вайман выступил в 1978 году с докладом о взаимосвязи народа и искусства в социалистическом обществе. Следуя за Марксом, он охарактеризовал ее как «форму социального общения», которая должна рассматриваться применительно к конкретно-историческим условиям. Искусство не является автономным, в настоящее время оно существует в условиях революционных процессов. Вайман высказал следующую мысль: «Основной динамический импульс дается социалистическому обществу не стихией меновой стоимости и не  циркуляцией, а возникает из самих социальных процессов с помощью организованного посредничества». Это означает, что общественность Германии формируется не на основе декретирования, а является результатом самой общественной жизни - но именно для этого и необходимо то «организованное посредничество», которое создается писателями и читателями, на которое направлена политика партии в области культуры, работа издательств, книготорговых учреждений, библиотек, университетов и школ.

 Маяковский считал, что искусство само по себе не является искусством для масс. Оно становится таковым лишь в результате целого ряда усилий: посредством критического анализа его правильности и полезности; посредством его распространения с помощью партийного аппарата и государственной власти в том случае, если будет признана его полезность; посредством выбора верного момента, когда книгу делают доступной массам; посредством согласованности между целью книги и назреванием этих целей в массах.

В период с 1945 года до начала 60-х годов изменение функций литературы осуществлялось сознательно и организованно. Литературная общественность практически конституировалась в процессе соединения искусства с социальным движением. Опираясь на боевой опыт немецкого пролетариата и революционных деятелей культуры, партия рабочего класса в союзе со всей прогрессивной интеллигенцией успешно решала революционные задачи социалистического строительства. Для завершения этого этапа были характерны - ставшие ныне уже легендарными - бурные литературные дискуссии о романах Эрвина Штритматтера, Кристы Вольф, Дитера Нолля, Эрика

Нойча и многих других писателей, которые обращались к теме социальных аспектов революционного процесса.

В 1948 году Брехт задавал вопрос об исторической перспективе искусства в социалистической революции: «Несомненно: вместе с великим переворотом и начинается великая пора для искусства. Насколько великим окажется оно само?» .

В 1945 году, когда революционный процесс только начинался, в искусстве, как и во всех иных сферах общественной жизни, стояли на повестке дня первоочередные задачи современности: уничтожение фашизма и его идеологии. Поэтому главным содержанием культурной политики являлась борьба за «демократическое обновление немецкой культуры».

Уже в июле 1945 года был основан «Культурбунд» - Союз работников культуры за демократическое обновление Германии, который поставил своей целью объединить для общей борьбы всю интеллигенцию и деятелей культуры, заинтересованных в новом культурном строительстве. С 1946 года по 1958 год «Культурбунд» издавал журнал «Ауфбау», а его еженедельник «Зоннтаг» (основан в 1946 году) стал важным печатным органом для литературных дискуссий.

Вильгельм Пик, выступая на первом пленуме КПГ в феврале 1946 года, посвященном вопросам культуры, сформулировал первоочередную задачу всей работы в этой области, которая заключалась в том, чтобы «вымести из культуры всю фашистскую и реакционную нечисть» и «создать предпосылки и гарантии для того, чтобы благородные идеи лучших представителей нашего народа, идеи, которые мы находим у величайших гениев всех времен и народов, идеи настоящего, глубокого гуманизма и истинной свободы и демократии, идеи взаимопонимания между народами и общественного прогресса стали определяющей силой в нашей культурной жизни, а также животворной силой, направляющей в верное русло всю нашу политическую и общественную жизнь» .

В этой культурно-политической программе, наметившей сложности духовного перевоспитания немецкого народа, литературе и искусству отводилось важное место. Одновременно с чистками библиотек и преодолением духовного наследия фашизма и империализма создавалось новое искусство, выпускались новые книги, кинофильмы, составлялись новые театральные репер-туары, ориентированные на выполнение политико-воспитательных задач 11.

Еще во время войны, в 1944-1945 годах, ЦК КПГ обсуждал в Москве вместе с писателями и другими деятелями культуры вопрос о будущих изданиях книг, о показе советских фильмов, о репертуаре театров 12. Поэтому уже в первые послевоенные годы немецким читателям смогли быть предложены те произведения мировой литературы, которые являлись гуманистической альтернативой литературе, оболванивавшей массы и проповедовавшей фашизм.

Издательская и репертуарная политика руководствовалась тремя главными моментами: во-первых, предполагалось издавать антифашистскую литературу немецких писателей-эмигрантов, представляющую всю широту ее спектра - от буржуазно-гуманистических до последовательно социалистических позиций; во-вторых, предполагалось пропагандировать произведения советской литературы и искусства, а также произведения русской классики и русской революционно-демократической литературы; в-третьих, предполагалось публиковать наследие немецкой классики 13.

Важную роль в пропаганде новой литературы играли издательства и журналы. Большинство из них было образовано в первые послевоенные годы и заслужило впоследствии широкую международную известность. Издательства «Ауфбау», «Миттельдойчер ферлаг», «Хинсторф ферлаг» внесли столь же значительный вклад в развитие литературы Германии, как и издательства «Киндер-бух ферлаг» и «Нойес лебен», которые выпускали преимущественно книги для детей и юношества. Ряд старых издательств, например «Реклам ферлаг», вместе с такими новыми издательствами, как «Фольк унд вельт», вели большую работу по повышению духовного уровня читателей. Произведения драматургии публиковались в издательстве «Хеншель ферлаг», которое с 1946 года начало выпускать театральный журнал «Театр дер цайт».

Новые театральные постановки знакомили зрителей с гуманистическим наследием немецкой классики, в которой с особой силой подчеркивалась идея преодоления дуалистического противопоставления духа и власти. В этих пьесах звучал призыв великих гуманистов к деятельной ответственности. Возобновление работы «Немецкого театра» в Берлине ознаменовалось постановкой драмы Лессинга «Натан Мудрый» 14 (1945), а также рядом юбилейных мероприятий, посвященных творчеству Гёте (1949) 15, Баха (1950), Бетховена (1953), Шиллера (1955). Эти события имели программное значение.

Иных усилий потребовало распространение антифашистской немецкой литературы и советских книг. Трудность заключалась не в том, чтобы обеспечить их издание, а в том, чтобы создать предпосылки их доходчивости для немецкого читателя.

Показательно в этом отношении предисловие Анны Зегерс к роману «Спасение» (1937), где писательница говорит о различиях в жизненном опыте читателя, остававшегося в Германии, и автора, который находился в эмиграции. Она не скрывает взаимного отчуждения, однако ей удается найти верный подход к немецким читателям, ибо действие ее романа происходит во времена экономического кризиса. Анна Зегерс выбрала именно тот исторический период, который памятен читателю по собственному опыту и который служит хорошей отправной точкой для критических переосмыслений. Она пишет: «Автор и читатель - союзники, они пытаются вместе отыскать истину» .

Решение, найденное Анной Зегерс для своего романа, - путь от взаимного отчуждения между писателем и читателями через поиск точек соприкосновения к отношениям союзничества - характеризовало направление того сложного и длительного процесса, который осуществлялся массовыми демократическими организациями, такими, как «Культурбунд», «Общество по изучению культуры Советского Союза» (с 1949 года - «Общество германо-советской дружбы»), а также органами массовой информации (пресса, радио).

Литературная общественность формировалась в первые послевоенные годы и под знаком борьбы с теми влияниями и тенденциями, которые мешали положительному процессу политико-идеологического перевоспитания. Так, в конце 40-х годов шла резкая полемика против тех или иных разновидностей модернизма, которые - из западных зон - пытались оказать свое влияние на культурную жизнь созданной позднее Германии. Здесь следует упомянуть страстные критические выступления Фридриха Вольфа, который указывал на то, что пьесы модернистских драматургов от Ануйя до Сартра несут в себе призыв покориться судьбе и готовиться к смерти. С точки зрения сегодняшнего дня некоторые из критических высказываний кажутся преувеличенно резкими. Большинство из тех пьес, против которых выступал Вольф, позднее было опубликовано в Германии. Статьи Вольфа сохраняют значимость как документ своего времени (не говоря уж о верном и принципиальном разграничении социалистических и буржуазных позиций), написанный в условиях холодной войны.

С началом милитаризации Западной Германии возникла ситуация, потребовавшая от деятелей культуры и творческой интеллигенции активно поддержать политику партии. В выступлениях на V пленуме ЦК СЕПГ, состоявшемся в марте 1951 года в Берлине, выдвигалась задача продолжить процесс политико-социальных и культурных преобразований на основе единой платформы 20.

В области культуры политико-идеологическая работа имела своим содержанием «борьбу против формализма в искусстве и литературе» за развитие прогрессивной немецкой культуры. Понятие формализма подразумевало все тенденции, препятствовавшие демократическому обновлению культуры и продолжению прогрессивных национальных традиций. Это понятие относилось тем самым к весьма различным эстетическим течениям, в том числе и к некоторым моментам пролетарских революционных традиций, ошибочно объявленных «пролеткультовскими», в которых виделась угроза подрыва политики широкого союзничества, проводимой рабочим классом и другими слоями населения.

В острых классовых схватках того времени была необходима твердая принципиальность в вопросах построения нового, социалистического общества и сохранения гуманистических идеалов классического наследия, однако литературная критика с недостаточной силой подчеркивала творческий и динамический характер метода социалистического реализма.

Представления о том, что социалистический реализм является неизменной системой жестких канонов, обусловлены как по необходимости ускоренным усвоением основ новой литературы, так и бытовавшим мнением, будто литературное произведение может непосредственно воздействовать на те или иные стороны жизни и добиваться положительных перемен.

Дискуссии этого периода не ограничивались вопросом о формализме. Велась борьба за такую концепцию культуры и искусства, которая помогала бы вовлечению масс в процесс революционных преобразований и одновременно развивала бы в них навыки общения с искусством. На связанные с этим объективные трудности указывала, например, в 1951 году Елена Вайгель: «Широчайшие массы населения не считались при капитализме потребителями искусства... Наша задача состоит в том, чтобы пробудить в этих слоях тягу к искусству» 21. Этими словами она подвела итог дискуссии вокруг оперы Брехта и Дессау «Допрос Лукулла».

Упрек в формализме объяснялся тогдашним пониманием функций искусства: «Музыка не учитывает нынешний уровень музыкальной подготовленности у широкой публики и отходит от классической линии». Партийное руководство, Вильгельм Пик, неоднократно отмечавшие заслуги Брехта и Дес-сау в области культуры, советовались с автором и композитором относительно необходимых изменений и приняли решение о постановке оперы под новым названием «Осуждение Лукулла», что должно было послужить «повышению чувства ответственности у публики и мастеров искусства» 22.

Если дискуссия об опере «Допрос Лукулла» проходила в сравнительно небольшом кругу специалистов, то ряд инициатив Елены Вайгель - например, ее предложение сделать «посещение театра само собой разумеющимся событием» - получил широкий отклик. Были приняты организационные меры, обеспечивающие их реализацию. Ранее театральные абонементы выдавались лишь членам труппы «Фольксбюне», театра, который был вновь открыт в 1948 году. С 1952 года театральные абонементы стали распространяться через профсоюзные организации и предприятия. Положительные результаты не заставили себя долго ждать 23.

Эти примеры свидетельствуют об упрочении позиций в области культуры, позволившем успешно продолжить социалистическую культурную революцию.

 

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать