Цель: оценить учебные достижения учеников по этой теме;
развивать умение десятиклассников анализировать художественные произведения; творческие способности учеников; воспитывать самостоятельность и настойчивость в работе.
Тип урока: контроль и корректировка знаний, умений, наывков.
Оборудование: разноуровневые задачи.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности учеников. Объявление темы и цели урока
II. Объяснение учителем методики выполнения задач контрольной работы
Выполнение задачи уровня I предусматривает максимальную оценку 0,5 б., уровня II - 2 б., уровня III - 3 б.
III. Задача для проведения тестовой контрольной работы Вариант I
Уровень I
Определите правильное утверждение.
- 1. Общество «Просвита» как центр научной и культурно-образовательной работы начинает действовать с 1868 г. в:
А Львове; Б Киеве; В Харькове; Г Черновцах.
- 2. В каком произведении И. Нечуя-Левицкого рассказывается о борьбе украинского народа против польской шляхты?
А «Кайдашева семья»; Б «Тучи»; В «Князь Еремия Вишневецкий»; Г «Афонский прохиндей».
- 3. «Мартын Боруля» И. Карпенко-Карого — это:
А комедия; Б трагедия; В драма; Г трагикомедия.
- 4. Где впервые отдельной книгой напечатан роман П. Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?»?
А В Женеве; Б в Вене; В в С.-Петербурге; Г в Варшаве.
- 5. Красота весенней степи, внешность сельского парня и «полевой царевны» — это описания из:
А повести О. Кобылянской «Земля»; Б романа П. Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?»; В драмы-феерии Лессе Украинки «Лесная песня»; Г пьесы И. Котляревского «Наталка Полтавка».
6. Кто из героев произведения к богачам льнул, а на голытьбу смотрит гордо, хотя сам вышел из бедности («Разве ревут волы, как ясли полные?»)? А Чипка; Б отец Чипки; В Григорий; Г Максим.
Уровень II
Дайте развернутый ответ.
- Раскрыть понятие «корифеи». Назвать корифеев украинского театра 2-й половины ХIХ ст.
- Выскажите собственную мысль о жизненном выборе Чипки и других персонажей (П. Мирный «Разве ревут волы, как ясли полные?»).
- В чем комизм главного персонажа и тех ситуаций, в которые он попадает? (И. Карпенко-Карый «Мартын Боруля»)
Уровень III
Напишите произведение-миниатюру по одной из тем:
- «Высокий духовный потенциал народа, воплощенный в женских образах романа “Разве ревут волы, как ясли полные?”».
- «Духовная роль сугубо эгоистических устремлений человека в творчестве И. Нечуя-Левицкого».
- «Дворянство как миф о лучшей жизни (по произведению “Мартын Боруля” И. Карпенко-Карого)».
Вариант II
Уровень I
Определите правильное утверждение.
- 1. Первую профессиональную украинскую театральную труппу создал осенью 1882 г. в Елисаветграде:
А Кропивницкий; Б Старицкий; В Саксаганский; Г Тобилевич.
- 2. Кому Нечуй-Левицкий посвятил повесть «Николай Джеря»?
А М. Коцюбинскому; Б П. Мирному; В Н. Лысенко; Г И. Карпенко-Карому.
- 3. Повесть «Кайдашева семья» И. Нечуя-Левицкого назвал «вершиной украинского писательства»:
А Т. Шевченко; Б И. Франко; В О. Гончар; Г О. Билецкий.
- 4. Назовите первую печатную пьесу И. Карпенко-Карого.
А «Бурлачка»; Б «Мартын Боруля»; В «Сто тысяч»; Г «Суета».
- 5. Кульминация романа «Разве ревут волы, как ясли полные?» — это:
А картины будущего общественного порядка; Б поражение Чипки в борьбе с земством; В арест Чипки после преступления; Г трагическая смерть Гали.
- 6. «Полевая царевна» — так назвал П. Мирный одну из героинь романа «Разве ревут волы, как ясли полные?». Это:
А Мотря; Б Галя; В Христя; Г баба Оришка.
Уровень II
Дайте развернутый ответ.
1. Объясните связь литературы как искусства слова с ведущими тенденциями своего времени.
- Чем отличается Мелашка от других женщин «Кайдашевой семьи»?
- Почему роман «Разве ревут волы, как ясли полные?» впервые был напечатан не в Украине, а за границей? Где именно?
Уровень III
Напишите произведение-миниатюру по одной из тем:
- «Раздумья над виновниками семейных ссор и баталий» (по произведению И. С. Нечуя-Левицкого “Кайдашева семья”»).
- «Афанасий Яковлевич Рудченко - “первый симфонист украинской прозы” (О. Гончар)».
- «Родственность пьесы И. Карпенко-Карого “Мартын Боруля” с комедией Ж.-Б. Мольера “ Мещанин-Шляхтич”».
IV. Итог урока
V. Домашняя задача
Подготовить сообщение о жизненном и творческом пути М. Старицкого.