Цель: ознакомить учеников с содержанием летописных сказаний; формировать навыки выразительного чтения, детального и краткого пересказывания содержания прочитанного; развивать связную устную речь во время ведения диалога, способность строить заключения; воспитывать чувство патриотизма, гордости за наших предков и их культурных достояний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительная часть

Под сопровождение спокойной музыки зачитывается отрывок из Библии о создании мира и человека.

В начале Бог сотворил Небо и Землю. А земля пустая-пустая, и тьма была над бездной, и Дух Божий шел над поверхностью воды. И сказал Бог: «Пусть произойдет свет!» И произошел свет. И увидел Бог свет, что хорош он,- и Бог назвал свет «День», а тьму назвал «Ночь». И был вечер, и было утро, - день первый. И сказал Бог: «Пусть произойдет твердь среди воды, и пусть отделяет она между водой»... И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему, и пусть властвуют над морской рыбой, и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей...

И создал Бог человека - маленькую частичку большой Вселенной, неведомой и загадочной. Тем не менее, каждая из этих маленьких частичек - это личность, назначение которой создавать прекрасное... Этот процесс творения длится и сегодня. Человек, как и Первотворец многое изменил с тех давних времен, да и изменился сама. За многовековую историю планеты родилось и ушло в вечность немало художников: Нестор Летописец, Феофан Прокопович, Григорий Сковорода, Тарас Шевченко и много других. О кое-ком из них мы вспомним сегодня на уроке.

ІII. Изучение нового материала

•1.    Вступительное слово учителя истории об объединении славянских земель и возникновении Древнерусского государства с центром в городе Киеве; о внедрении христианства, возникновение школ и начало создания первых рукописных книг.

•2.    Слово учителя литературы о летописях:

Из переводных книг в Киевской Руси большой популярностью пользовались переведенные с греческого языка  хроники, в которых во временной последовательности рассказывалось о событиях общественного и бытового характера. По образцу этих хроник русские ученые монахи начали и сами делать записи о важных событиях, свидетелями которых они были или слышали о них. Сведения о героическом прошлом Украины-Ручи часто брались из народных пересказов, песен, легенд и т.п. Позднее эти записи были сведены в отдельную рукописную книгу, которая носила название летописи.

Что же такое летопись? Об этом найдите определение в хрестоматиях. (Ученики выразительно читают определение о летописи, помещенное в хрестоматии.)

•2.     Работа с учебником: обработка материала «Летописные сказания», пересказ их содержания.

•3.     Слово учителя.

В конце 30-х - в начале 40-х годов XI ст. завершенное древнейшее летописное сведение. Начиналось оно рассказом о легендарных основателях Киева - братьях Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбедь.

В начале XII ст. монах Киево-Печерского монастыря Нестор создал «Повесть временных лет», которая распространилась по всей Руси: ею начинаются все летописи, которые возникли позднее.

4. Выразительное чтение летописи «Об учреждении Киева»

Сначала летопись читает подготовленный ученик, потом перечитывают несколько учеников.

Обсуждение прочитанного:

  • О чем рассказывается в летописи?
  • Назовите главных героев произведения.
  • Детально перескажите летопись.
  • Что нового вы узнали?

- А сейчас послушайте народный пересказ «Учреждение Киева».

Учитель читает пересказ.

5. Наблюдения учеников над прочитанными произведениями.

  • Что общее в этих двух образцах?
  • Чем отличаются сказания?

Вывод: Итак, народный пересказ больше подобен сказке, а летописное сказание - хронике.

•6.     Работа над летописным рассказом «О князе Олеге». Вступительное слово учителя истории о князе Олега как историческом лице.

•7.     Выразительное чтение летописи. Обсуждение прочитанного.

•8.     Инсценировка народного пересказа «Смерть Олега». Сделайте вывод об этих двух произведениях.

Ученики говорят, что летописный рассказ и народный пересказ очень похожи, по сути они дублируют друг друга, лишь имеют разное начало.

IV. Итоговая беседа об образцах прадавней литературы

Во всех летописях есть очень краткие записи и подробные, в которых шире рассказывается о важных общественных событиях, обстоятельствах, характеризуются исторические лица, приводятся их высказывания.

Такие рассказы написаны образно, эмоционально, бодрым языком, поэтому летописи являются памяткой не только истории, а и художественной литературы.

Сегодня на уроке вы познакомились с двумя образцами летописных сказаний. Надеюсь, что вы представили изображенные в них события и их участников, проникли в духовный мир персонажей, осознали выраженные в них общечеловеческие идеалы.

Помните, что каждый из вас - это также та маленькая частичка Вселенной, которую создал Бог, и в будущем вы также станете творцами. Кое-кто достигнет вершин в искусстве и культуре, кое-кто в науке, но кем бы вы не стали, всегда оставайтесь Человеком...

V. Домашняя задача

  • 1. Выразительно читать и пересказывать летописные рассказы.
  • 2. Выписать в тетради определения летописи.
  • 3. Найти дополнительные сведения о создании и оформлении рукописных книг.