x x
menu

Леся Украинка. «Давняя сказка». Проблемы и мотивы произведения

Ход урока

І. организационный момент

II. проверка домашней задачи

Опрашивание учеников относительно знания наизусть отрывка из поэмы Леси Украинки «Давняя сказка».

III. актуализация опорных знаний

1.         Проведение мины-дискуссии. Обсуждение вопросов

  • О чем свидетельствует окончание произведения? Можно ли считать, что в произведении Леси Украинки «Давняя сказка», как и в обычной сказке, добро побеждает зло?
  • Кто в поэме-сказке есть олицетворениями добра и злая? Свои соображения обоснуйте.

2.         Проведение игры «Кто найбыстрее?»

(за произведением Леси Украинки «Давняя сказка»)

Ученики распределяются на две команды, избирают капитанов, объявляется слог жюри. За 5 минут необходимо разгадать кроссворд.

2.1. Задача для первой команды. По вертикалу: 1. Жанр произведения Леси Украинки «Давняя сказка». (Сказка) По горизонтали: 1. Название «хозяйства», которое «где-то за морем лежало». (Бусурманское) 2. Музыкальный инструмент, которым воспользовался Бертольдо, петь своей любимой. (Мандолина) 3. На что вышла посмотреть посмотреть любимая рыцаря, услышав его пение? (На зрении) 4. Во время какого мероприятия в графстве господин отправился в поход? (Во время банкета) 5. Имя любимой господина. (Изидора)

2.2. Задача для второй команды. По вертикалу: 1. Мероприятие, организованное Бертольдом по возвращении из войны. (Праздник)

По горизонтали: 1. Герои, которые прекратили бунт военных, тем самым предоставив помощь Бертольду. (Певце) 2. Поэт не желал получить от господина золотых... (лавров). 3. Интереснейшим сокровищем для поэта - иметь... (счастье). 4. Чего господин

IV.       Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности школьников

V.        Основное содержание урока

1.         Вступительное слово учителя

Леся Украинка была поэтессой-борцом. Ее интересовали люди героические. Она писала об их преданности делу, об их порываниях к воле. Героем ее произведений стал борец, одаренный поэтическим, художественным дарованием. Его мысли и поступки близкие и родни самой поэтессе. Большая художественная и общественно-политическая сила этого обобщенного образа заключается в том, что он воплощает в себе то лучше, что отметило передовых людей ее времени.

Жизнь для Леси Украинки и героя ее поэзий - это непрерывное соревнование, борьба, дружба и любовь. Любя добро, должны были страстно ненавидеть зло, бороться с ним у имени добра.

Такими в произведении выступают два диаметрально противоположные образа - поэт и рыцарь.

2.         Характеристика образов произведения

2.1. Поэт.

2.1.1. Беседа за вопросами:

  • Когда вы впервые в произведении встречаетесь с поэтом?
  • Какие впечатления о нем у вас сложились?
  • Что есть ценнейшим для этого героя? Ради чего он живое?
  • Как к поэту относятся простые люди, Бертольдо?
  • Чему герой произведения на зло отвечает добром?
  • Из-за чего поэт безразлично относится к золоту, славе?
  • Какую помощь предоставлял художник Бертольду? Была ли она полезной?
  • Чему поэт умирает? Какое дело он оставил по себе?
  • Можно ли отождествить образ художника с Лесей Украинкой? Свои соображения доведите.

 2.1.2.  Информационное гроно к характеристике образа героя.

гордый, уверенный в своих действиях и поступках

стойкий, смелый, мужественный, отданный народу

несчастный, но талантливый

«...божий человек»

«...весной... оживлял печальную дубраву»

не умел петь гордый

 «бедствия не боюсь»

«всегда свободный»

«Я на крыльях мысли польюсь»

уважительное отношение к простому люду

на жестокость отвечает добром

не привлекает золото, лавры

2.1.3.   Цитатная характеристика.

  • Проживал поэт несчастный, Только имел талант к стихам Не одолженный, а собственный.
  • Хотя не был он тоже плохой,- Вот себе - человек божий!
  • Что не был певцом поэт наш, Так как совсем не умел петь.
  • И не был поэт одиноким,- К его малому дому Раз в раз ходила молодежь Песни - слова выслушать.
  • То слово всем давало То развлечение, то совет.
  • Он со всего был угодливый Ни голодный, ни холодный.
  • Эй, я бедствия не боюсь С ним ночую, с ним и днюю...
  • Не беспокойтесь за меня, папе, Имею я богатства столько, Что его и на тебя станет!
  • Да и сам я Не люблю за господами шутки...
  • Видишь ты - эта дубрава, Поле, небо, синее море, То есть богатство - панство І роскошное, и просторное При всем этому богатстве Я счастливый всегда и свободный.
  • Так, я свободный, имею быстрые Вольные думы-волшебницы.
  • Все, чего душа захочет, Я создам в одну минуту, В тайные миры надоблачные Я на крыльях мысли польюсь.
  • Везде гуляю, везде изобилую, Будто тот ветер звонкий в поле; Сам я свободный и некогда Не сломал чужой воли.

Бертольдо о поэте:

  • Что за странная сила слова! Ворожбит какой-либо, да и довольно!
  • Ты своим стихом замечательным Очаровывал всю общину.
  • Знаю я сего поэта И его величественную душу, И теперь ему по-царски Я поблагодарить должен.
  • Серебра, золота насыплю Я певцу дорогому!
  • Разливался человеческий стон Всюду волной печальной, И в сердечку у поэта Отзывался он эхом...
  • Я его участь певческий Так высоко уважаю, Что певцом моим придворным Я сделает его желаю.

 •         Вы скажите своему господину, Что заплаты не желаю, Так как когда я что дарю, То назад не отбираю.

  • Вы скажите, что я не хочу Славы из рук его принимать, Так как лихую только славу Те руки могут дать.
  • Золотых не хочу лавров, С ними счастье не получу Как я ими увенчаюсь, То поэтом уже не буду.
  • Не поэт, кто забывает О страшных народных ранах, Чтобы себе на свободные руки Золотые надеть кандалы!
  • Да и темницы буду свободный,- Имею думы-волшебницы, Которые для них нет на миру Ни залога, ни границы.
  • И моего прыткого слова Не задержит темница, Полетит оно по миру, Будто тая свободная птица.
  • За тюремное пение он должен был Главой наложить.

2.1.4. Дополнительный материал.

Вдоль все произведения Леся Украинка показывает поэта в тесной связи с жизнью и борьбой своего народа. В своих песнях поэт отображает мысли и взгляды трудящихся масс, и потому его песни «расходятся по миру стоголосым эхом».

Поэт любит народ и отдает ему свой большой талант. Живя среди народа, он некогда не бывает одинокий. К нему в убогий дом раз в раз приходила молодежь слушать песни. Связь с народом предоставлял поэту силы и вдохновение для творчества. Своей отданной работой для трудящихся он заслужил в них большое уважение и доверие. Народ считает его своим предводителем и под его проводом идет на восстание против господ:

Нас таки немалое войско,

Имеем своего атамана,

Он у нас отважный рыцарь...

Леся Украинка показывает поэта как человека свободолюбивую и смелую. Он гордо и независимо ведет себя с господином, не склоняется перед его властью и силой, отказывается от богатства и славы, которые предлагает ему Бертольдо:

Не поэт, кто забывает О страшных народных ранах, Чтобы себе на свободные руки Золотые надеть кандалы!

Он не покоряет и тогда, когда граф угрожает ему тюрьмой.

Леся Украинка первая в тогдашней литературе срисовала образ поэта-певца социальной войны между классами, а не народами.

В оскорблении народного поэта-гражданина Леся Украинка высказала мысль, что поэзия должна служить трудовому народу, помогать ему в повседневной жизни в борьбе против эксплуататоров.

 2.2. Рыцарь Бертольдо.

2.2.1.   Беседа за вопросами:

  • Как вы восприняли рыцаря, впервые встретившись с ним на страницах произведения?
  • Чему он так пренебрежительно отнесся к поэту во время своей охоты?
  • Страницы: 1 2 3
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать