Цель: ознакомить учеников с оригинальными стихотворными загадками Л. Глибова; дать определения акростиха (стихотворная загадка, отгадка которой представляет первые буквы каждой строки); формировать навыки чтения акростихов, развивать мышление, память; воспитывать любопытство к творчеству Л. Глибова.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к басням, загадкам, сборник «Разукрашенный осел».
тип урока: урок-инсценировка.
Ход урока
Учитель. Сегодня у нас на уроке присутствуют эксперты, актеры, гладиаторы, декламаторы. Они будут работать на каждом этапе урока. Итак, начинаем.
I. Проверка домашней задачи
Строим в форме гладиаторских боев.
Сначала послушайте лексическую справку.
Гладиаторы - это воины, которые вооружены мечом. Побеждает сильнейший.
Итак, начнем. (Один ученик ставит вопрос, второй отвечает. После ответа ученик-критик анализирует, оценивает ответ одноклассника).
- 1. Кто такой Леонид Глибов? Рассказать о нем.
- 2. Кто такой дедушка Кенир?
- 3. Какие сказочные элементы присущи загадкам Л. Глибова?
Ученики-Декламаторы выразительно читают загадки «Котилась тарелочка», «Химерический маленький». Критики также анализируют выразительность чтения загадок.
Юные художники представляют свои иллюстрации, рассказывают, что на них изображено; потом предоставляется снова слово критикам.
Учитель подводит итоги проверки домашней задачи.
II. Объявление темы и цели урока, его мотивация
Запись в тетради даты и цели урока.
III. Восприятие и усвоение учениками
учебного материала
1. Рассказ учителя.
А ну-ка, дети, вот садитесь!
Я загадку за хвост поймал.
Так и представляешь окруженного малышней мудрого дедушку, в глазах которого светится то кроткая улыбка, то лукавость. Шутник и затейник, он неторопливо говорит загадку и, поглаживая заботливо расчесанную на две стороны бороду, ждет ответ. Ну-ка, кто прыткий на ум? А загадки хитрые-хитрые!
Учитель читает загадку «Что за птица?», записанную на доске.
Между людьми, как птичка, вьется,
У людей и ест, и пьет;
Ходит старец, просит, гнется,
А у она всюду есть.
Что же оно такое? А загадка сама и ответ скажет, только будь внимательным и прочитай начальные буквы свыше вниз. Так, это муха. Такие стихи-загадки называют акростихами.
2. Записываем в тетради определения.
Акростих - это стих, написанный так, что начальные буквы строк, прочитанные сверху вниз, образовывают слово или словосочетание - название лица или явления, о которых идет речь,- отгадку.
Учитель. Слово нашим артистам.
•3. Инсценировка акростихов «Кто разговаривает?» и «Кто сестра и брат», ученики в костюмах осоки и сороки, гречки и проса читают выразительно акростихи.
•4. Беседа.
- Какие метко подмеченные автором черты или качества дают возможность узнать персонажей прочитанных стихов? (Муха - надоедливая, придирчивая; осока - тихо шелестит, будто жалуется; из гречки и проса варят вкусную кашу.)
- Что общее между загадками, акростихами Глибова и народными загадками? (Обращается внимание на поведение персонажей, язык - употребление ласковых слов, метафоричность).
5. Работа над аллегорической шуткой «Цветковая свадьба».
Участие в инсценировке берут все ученики класса, так как здесь есть и Барвинок, Фиалочка, Чертополох, Фасоль, Ноготки, Мак, Редька, Петухи, Индюки, Гусь, Морквица, Пастернак, Чижы, Синицы, Шпак.
- 1) Дети с удовольствием играют «свадьбу».
- 2) Определение понятия аллегория - изображение человеческих черт и характеров с помощью образов животных, явлений, предметов, растений.
- 3) Беседа по смыслу поэзии. Кто изображен в образах цветов?
V. Итог урока
Экспертная группа (два ученика) контролировала регламент урока, следила за работой на уроке учеников, оценивала урок, подводя его итог.
И предлагает решить кроссворд.
В выделенных клеточках ученики прочитают псевдоним Л. Глибова как детского писателя.
1. Село, где родился Л. Глибов. 2. Л. Глибов известен как... 3. «Химерический маленький» - это... 4. Отгадка загадки «Котилась тарелочка». 5. «Муха» - это... 6. Герой акростиха «Кто сестра и брат?» 7. Кто танцевал в венчике в «Цветковой свадьбе»? 9, 10. Какой был вареник? 11. Отгадка акростиха «Что за птица?».
Если данное школьное сочинение на тему: Леонид Глибов. Акростихи «Кто разговаривает?» «Кто сестра и брат?». Стих «Цветковая свадьба», вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.
Портретная характеристика персонажей
Спасибо что посетили сайт SchoolTask.ru
Готовые школьные сочинения и пересказы по литературе. Всегда для Вас в бесплатном доступе. Мы будем благодарны за ссылку на наш сайт.