x x
menu

Легенда о девушке, которую Господь одарил песней. «Молитва» А. Конисского, «На долине туман» В. Диденко

Цель: продолжить работу относительно ознакомления учеников с особенностями и идейным содержанием литературных песен; проанализировать связь народной легенды о девушке - Украине которую Господь одарил песней, с «Молитвой» О. Конисского; проанализировать народную песню «На долине туман» В. Диденко; развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение определять и комментировать ведущие мотивы, объяснять роль символов в них; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения любви к литературной песне и ее художникам; прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портреты А. Конисского, В. Диденко; тексты программных произведений, музыкальное сопровождение к песням, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Литературная викторина:

1. В переводе с какого языка слово «гимн» означает «торжественная песня»? (Греческого).

2. В какой стране «торжественные песни» выполнялись впервые? (Древняя Греция).

3. П. Чубинский родом из... (Киевщины).

4. Автор слов гимна родился в семье... (Дворянина).

5. Высшее образование П. Чубинский получил в... (Петербургском университете (юридический факультет)).

6. Укажите название журнала, где впервые печатался П. Чубинский... («Основа»).

7. Какие экспедиции возглавлял писатель? (Этнографически - статистические).

8. Мелодию к песне-гимну подобрал... (М. Вербицкий).

9. П. Чубинский был членом киевской организации, которая имела название... («Старая община»).

10. Каких художественных средств (тропов) больше всего в произведении «Еще не умерла Украина»? (Метафор).

11. Сколько строк имеет песня-гимн? (Двадцать).

12. Назовите современные литературные песни и их авторов. (М. Ткач «Маричка», «Ясени», М. Сингаевский «Бархатцы», Ю. Рыбчинский «Скрипка играет», Д. Павлычко «Два цвета», «Явор и яворина», «Лелеченька», В. Ивасюк «Червона рута», «Я пойду в далекие горы», «Фонтан», ...).

Примечание. Каждый правильный ответ равняется 1 баллу.

III. Проверка домашней задачи.

Опрашивание учеников наизусть песни - гимна П. Чубинского «Еще не умерла Украина». Определение наилучших исполнителей.

IV. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности.

V. Основное содержание урока.

Своим происхождением и сутью своей

песня является искусством общенародным;

независимо от того, авторская или анонимная,

она ориентирована на массовое восприятие

и удовлетворение.

И. Франко.

1. Анализ народной легенды о девушке-Украине, которую Господь одарил песней

1.1. Выразительное чтение произведения с ролями.

1.2. Жанр: народная легенда.

Легенда (от латинского legend - то, что нужно прочитать) - один из жанров не сказочной народной прозы, народная передача о выдающемся событии или поступке какого-нибудь человека, в основе которого чудо, фантастический образ или представления, которое воспринимается рассказчиком как достоверное. Вместе с тем сюжет легенды базируется на реальных или допустимых фактах; легендарный герой может иметь свой праобраз в реальной жизни, в исторической действительности.

Особенности народной легенды:

• рассказ об общественных и бытовых событиях;

• наличие фантастики (сказочные герои, фантастические события, сверхъестественные явления, чудодейственные предметы);

• небольшое количество основных действующих лиц (два-три);

• свободное построение;

• прозаическая форма (реже - стихотворная);

• малый объем.

1.3. Тема: изображение девушки-Украины, которая обратилась за помощью к Господу в связи со страданиями, который терпит земля ее от «пролитой крови и пожаров».

1.4. Идея: прославление Всевышнего, который предоставляет помощь всем, кто в ней нуждается; возвеличивание песни как неоценимого дара.

1.5. Основная мысль: среди всяческих сокровищ, талантов, способностей, песня является неоценимым даром.

1.6. Беседа по смыслу произведения:

• Кого и чем наделял Господь Бог? («...детей мира талантами. Французы выбрали элегантность и красоту, венгры - любовь к хозяйствованию, немцы - дисциплину и порядок, россияне - властность, поляки - способность к торговле, итальянцы получили дар к музыке...»).

• Как в произведении изображено поведение девочки? (Стыдливая, трусливая, тихая...). Опишите ее («Она была босая, одетая в вышитую сорочку, русая коса переплетена синей лентой, на голове имела венок из красной калины»).

• С каким горем обратилась девушка - Украина ко Всевышнему? («...плача, так как стонет моя земля от пролитой крови и пожаров. Силы мои на чужбине, на чужой работе, враги издеваются над вдовами и сиротами, в своем доме нет правды и воли»).

• Как понять слова Господа о том, что песня прославит девушку на целый мир?

• Какие были дальнейшие действия девушки, после получения ею песни от Всевышнего? Что свидетельствует об искренности подарка, который она получила? («Взяла ... подарок и крепко прижала его к себе»).

• Чем объяснить то, что девушка - Украина с ясным лицом и верой понесла песню в народ?

• Каким перед нами предстает Господь Бог? (Милосердным, справедливым, добрым, искренним).

• Из-за чего Украина страдает и терпит всяческие страдания?

• Как характеризуется девушка, которая песню, т.е. славу на целый мир не оставляла себе, а «...с ясным лицом и верой понесла песню в народ»?

• В чем значение народной легенды?

2. Обработка произведения А. Конисского «Молитва».

2.1. Выразительное чтение произведения.

2.3. История возникновения произведения «Молитва» и его назначение.

Эта песня более как полстолетия была запрещенной, не выполнялась на концертах, не звучала по радио. Когда она родилась, точно неизвестно. Слова принадлежат Александру Конисскому, музыка - Николаю Лысенко. В 90-х годах ее знали в Галиции. В 1903-м, когда автор музыки находился во Львове, она звучала на концертах. Песня испытала определенное переакцентирование: написанная для детей, после изменения отдельных слов приобрела  общенародное звучание. Выполнялась в школах, на церковных праздниках, светских концертах, как духовный гимн - сначала в западноукраинских землях, а на протяжении 1917-1920 годов - и в Поднепровской Украине. А со временем запрещена. Не вошла ни в одно из изданий произведений Н. В. Лысенко. Текст и музыка сливаются воедино, создают органическую целостность. «Бог великий, единый» - одна из тех духовно-патриотичных песен, которые служили и служат высокой цели национального возрождения народа. Песня широко известна во всех странах, где живут украинцы, духовно объединяет их с родиной.

2.4. Тема: обращение людей к единому Богу с молитвой о необходимости уберечь Украину и дать ее народу волю, счастье и судьбу.

2.5. Идея: возвеличивание силы Бога, вера человека в его помощь.

2.6. Основная мысль: ходатайство и обращение людей к Богу не только из собственных интересов, а и стремление сохранить Украину, заботиться о ней.

2.7. Жанр: молитва. Молитва - это:

1) обращение верующего к богу;

2) канонизированный текст обращения.

2.8. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

• Что такое молитва?

• Когда и с чем люди обращаются к Богу?

• Почему автор называет Бога великим, единым?

• Чем Бог может помочь людям? («Воли и света лучами ... образования», «Светом науки и знания ... просвещение», «В чистой любви к краю ... срастить», «Все свои ласки и щедроты ты на люд наш обрати!», «Дай волю, ... судьбу ..., добрый свет, счастье ..., многие лета!»).

• Какие оттенки преобладают в произведении? (Светлые: «света лучами», «светом науки и знания», «доброго света!»).

• Для кого А. Конисский написал это произведение?

• Слышали ли вы когда-нибудь молитву? Что вы ощущали при этом?

2.9. Художественные особенности произведения:

• обращение: «Бог...»;

• метафоры: «Бог, образования, просвещения, срастить, храни, обрати, дай»;

• эпитет: «чистая любовь»;

• повторы: «Бог, дай ... многие ... волю», «свет...», «Украину...»;

• риторические оклики: «Ты на люд наш обрати!», «Дай доброго света!»,

«И многие, многие лета!».

Творческая задача. Составьте предложение со словами, которые повторяются -

это и будет основное содержание «Молитвы».

3. Анализ песни В. Диденко «На долине туман».

3.1. Выразительное выполнение песни.

3.2. Краткие сведения об авторе песни.

Василий Иванович Диденко (03.02.1937-14.02.1990).

В. Диденко - украинский поэт, родился в г. Гуляйполе Запорожской области.

В 1959 г. закончил Киевский университет. Печатался с 1953. Автор сборников лирики «Зацветай, калина» (1957), «Под звездами ясными» (1961), «Заветная земля» (1965), «Чудомир любви» (1969), «Звенят ландыши» (1972), «Мережки солнца» (1976), «Красивый день» (1979), «Красный ветер» (1982), «Звонкая фонетика» (1984), «Чудокрай» (1987), «Ранняя ласточка» (1988).

Мелодичность, образность, которые идут от народной песни - характерные особенности стихов В. Диденко. Писал он и для детей (сборники «Степнячка», 1965; «Березка», 1975). Некоторые стихи положены на музыку (популярные песни - «На долине туман», «Полем иду я» композитора Б. Буевского). Отдельные произведения В. Диденко переведены на  русский, латинский, венгерский языки.

Похоронен выдающийся художник в Киеве.

3.3. Из статьи-воспоминания Николая Сома (дополнительный материал для учителя

о В. Диденко).

В Союзе писателей Украины и до сих пор говорят, что о Василии Диденко нельзя писать серьезно. Ой, уважаемые мои побритыми! Вы еще не знаете Диденко, так как и себя еще не выучили подлинно. Даже ни сном ни духом не можете знать того, что я думаю о вас - часто смешных и непостигнутых в вечных поисках верной Музы и не верной славы.

Нас много, а он был один. Он был настолько один, что навеки останется вот таким:

• до смерти влюбленным лириком;

• бедным и неугомонным, но гордым сыном Украины;

• веселым разбойником и врагом всех зеркал;

• автором гениальной песни «На долине туман».

3.4. Тема: изображение утренней летней поры, когда туман окутал долину.

3.5. Идея: прославление красоты природы и девичьей красоты, которыми захватывается лирический герой.

3.6. Основная мысль: туман, который утром «упал», а потом «растаял» предоставил возможность увидеть двух влюбленных - девушку и лирического героя.

3.7. Жанр: пейзажная лирика.

3.8. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

• Видели ли вы в природе туман? Из-за чего он возникает?

• Что вы ощущали, идя босиком по росе?

• Почему туман в произведении отображается как живое существо?

• Какой вы представляете девушку? Почему именно такой?

• Для чего автор в произведение вводит лирического героя? Кто он есть?

• Что происходит с туманом в начале произведения и в конце? Почему, по вашему мнению, туман «растаял»?

• Чем нас одаривает летняя пора? Как автор высказывает собственные впечатления о лете. Прочитайте.

3.9. Художественные особенности произведения:

• повторы: «На долине туман», «Мак краснеет в росе», «По тропинке девушка», «Теплое лето в глазах», «Белые ножки в росе», «Под гору девушка», «Мак красный в село», «За девушкой там и я», «Так как в долине туман»;

• метафоры: «туман упал», «лето .. цвело», «туман растаял»;

• эпитеты: «теплое лето», «белые ножки».

VI. Закрепление изученного материала.

1. Решение тестовых задач.

Легенда о девушке-Украине, которую Господь одарил песней.

1. Каких детей мира Господь Бог не наделил талантами? а) немецких; б) турецких; в) русских.

2. Французы получили от Всевышнего: а) элегантность и красоту; б) любовь к хозяйствованию; в) дисциплину и порядок.

3. От чего плакала девушка-Украина, стоя в уголке?

а) так как завидовала другим детям разных народов, которые получили разные таланты от Бога; б) от страданий, которые были на земле украинской; в) хотела быть известной на целый мир.

4. Как воспринял Господь Бог горе девушки? а) Решил помочь ей; б) высказал неудовольствие; в) был равнодушным к слезам девушки, так как не любил плаксивых.

5. Каким даром наделил Господь девушку, обещая ее прославить на целый мир?

а) Сделал доброй колдуньей; б) дал песню; в) научил хозяйственным делам.

«Молитва».

1. Слова произведения А. Конисского было оформлены в музыкальном сопровождении: а) Л. Лепким; б) М. Вербицким; в) Н. Лысенко.

2. Как в произведении назван Бог? а) Могущественным и справедливым; б) всесильным и требовательным; в) великим и единым.

3. С какой просьбой обращаются люди к Богу? а) Помочь ближнему; б) подвергнуть наказанию виновного; в) сохранить Украину.

4. Кого необходимо просветить Богу? а) Простой безграмотный люд; б) детей; в) кто желает этого.

«На долине туман».

1. Что творится с туманом в конце произведения? а) растаял; б) снова его можно было увидеть; в) стал густым.

2. Туман на долине выкупал: а) белые ножки девочки; б) зеленую траву; в) мак красный.

3. Как двигалась девушка? а) напрямик через поле; б) вдоль реки; в) по тропинке под горой. Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. Почему, по мнению Господа Бога, песня - неоценимый дар («Легенда о девушке-Украине...»)?

2. В молитве к Богу люди просят сохранить Украину (А. Конисский «Молитва»). От кого, от чего? Обоснуйте личную мысль.

3. Шагая в село, девушка несла (П. Диденко «На долине туман»): а) пирожки для бабушки; б) мак красный; в) белую лилию.

Карточка № 2.

1. Как по вашему мнению, почему все-таки люди надеются на помощь Бога, верят в него и молятся ему (А. Конисский «Молитва»)?

2. В чем, на ваш взгляд, А. Конисский в произведении «Молитва» видит счастье народа? А что вы понимаете под словом «счастье»? Сравните собственную мысль и мысль автора.

3. Как восприняла девушка-Украина дар Бога («Легенда о девушке-Украине...»)?

а) Осталась недовольной; б) попросила другого; в) крепко прижала его к сердцу и кланялась.

Карточка № 3.

1. Прокомментируйте, что имел в виду А. Конисский в произведении «Молитва», отмечая следующее: «В чистой любви к краю ты нас, Бог, срастил». Собственные мысли обоснуйте.

2. Мотивируйте, чем объяснить то, что человек переживает не за собственную судьбу, а за Украину в общем, обращаясь к Богу (А. Конисский «Молитва»)?

3. «Молитва» А. Конисского заканчивается обращением человека к Богу, чтобы тот дал им:

а) «многие лета»; б) «ласки и щедрости»; в) «добрый свет».

Карточка № 4.

1. Как, на ваш взгляд, описание внешности девушки-Украины характеризует ее внутреннее состояние? Почему Бог отдал именно ей ценнейший дар, а не кому-нибудь другому («Легенда о девушке-Украине...»)? Ответ мотивируйте.

2. В каком состоянии находятся люди, если они молятся и в своей молитве все время обращаются к Богу (А. Конисский «Молитва»)? Собственные соображения докажите, ссылаясь на содержание произведения.

3. Девушка на голове имела венок из («Легенда о девушке-Украине...»): а) ароматных васильков; б) цветистого барвинка; в) красной калины.

VII. Итог урока.

VIII. Объявление результатов учебной деятельности.

IX. Домашняя задача.

Выучить произведение А. Конисского «Молитва», подобрать материал о сечевых стрельцах.

Страницы: 1 2 3

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать