x x
menu

Ларошфуко Франсуа де

Ларошфуко Франсуа де
Ларошфуко (La Rochefoucauld) Франсуа де (15.09.1613– 17.03.1680) — французский писатель, государственный деятель, герцог. Родился в Париже, в семье аристократов, до смерти отца (1650) носил титул принц де Марсийяк. В 1629 г. он участвовал в итальянских походах французской армии, в дальнейшем служил при дворе. Ларошфуко участвовал в заговорах против кардинала Ришелье. За придворные интриги он был брошен в Бастилию, а затем отправлен в ссылку в Вертей, где провел несколько лет. После смерти Ришелье возвращен ко двору, участвовал в заговорах против кардинала Мазарини, во Фронде, был ранен. После установления Людовиком XIV режима абсолютной монархии Ларошфуко отходит от политики, погружается придворную жизнь, обращается к словесному искусству: пишет "Портрет герцога де Ларошфуко, им самим написанный" (1659), сочиняет максимы (краткие изречения, афоризмы), которые приносят ему известность и делают законодателем интеллектуальной жизни аристократических салонов. В 1662 г. появляются "Мемуары" Ларошфуко (в Руане, под названием "Гражданские войны во Франции с августа 1649 г. до конца 1652 г.", без ведома автора, с искажениями; в том же году в Брюсселе подлинный текст; полн. научн. изд. 1874), где описываются события, связанные с Фрондой, рисуется портрет придворного общества.

А. Дюма из "Мемуаров" Ларошфуко взял эпизод с подвесками Анны Австрийской, ставший основой сюжета "Трех мушкетеров", а в романе "Двадцать лет спустя" вывел в качестве персонажа самого Ларошфуко (под именем принца де Марсийяка, противника и соперника Арамиса). В своих "Максимах" (впервые опубликованных в 1664 г. — 188 максим; их было 504 в последнем прижизненном издании 1678 г., при этом 79 максим из более ранних изданий были исключены) Ларошфуко в коротких фразах нарисовал портрет современника, живущего двойной жизнью: "Наши добродетели — это чаще всего искусно переряженные пороки" (этот знаменитый афоризм — "Nos vertus ne sont le plus souvent que des vices déguisés" — появился в 4-м издании "Максим", 1675 г., как эпиграф ко всей книге). С иронией, подчас горькой, Ларошфуко констатирует: "У нас у всех достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего"; "Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства"; "Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел"; "Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум"; "Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры"; "Изысканность ума сказывается в умении тонко льстить"; "Уклонение от похвалы — это просьба повторить ее"; "Добродетели теряются в своекорыстии, как реки в море". Афоризмы Ларошфуко — один из наиболее совершенных образцов прозы французского классицизма. В конце жизни большое влияние на творчество Ларошфуко оказывала М. де Лафайет, в ее романе "Принцесса Клевская" также ощущается связь с афористичным стилем Ларошфуко. Он оказал влияние на всю последующую афористическую традицию.

Посмертно, в 1731 г., были опубликованы 7 из 19 "Размышлений на разные темы" (полн. публ. всех размышлений — 1868). В различных эссе цикла ("Об истинном", "О манере держать себя и о поведении", "О любви и о жизни", "О различных типах ума", "Об удалении от света" и др.) Ларошфуко выступает как философ-моралист и как хранитель светского уклада жизни и мировоззрения "порядочного человека". Писатель был хорошо известен в России, первые переводы появились в XVIII веке. Особенно значим для истории русско-французского культурного диалога издание, осуществленное Л. Н. Толстым: "Избранные мысли Лабрюйера, с прибавлением избранных афоризмов и максим Ларошфуко, Вовенарга и Монтескье. Перевод с франц. Г. А. Русанова и Л. Н. Толстого" (М.: изд-во "Посредник", 1908). Соч.: Oeuvres. T. 1–3, album. P., 1868–83; в рус. пер. – Размышления, или Моральные изречения и максимы. М., 1959; Мемуары. Максимы (ст. М. В. Разумовской). Л., 1971; Максимы. М., 2004; Максимы и размышления. Мемуары. М., 2007. Лит.: Разумовская М. В. Ларошфуко, автор "Максим". Л., 1971; Виппер Ю. Б. Проза 60–70-х годов XVII в. //История всемирной литературы: В 9 т. Т. 4. М., 1987; Фомин С. М. Ларошфуко //Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Magne E. Le vrai visage de la Rochefoucauld. P., 1923; Moore W. G. La Rochefoucauld: his mind and art. L., 1969. Вл. А. Луков Этапы литературного процесса: Новое время: XVII век. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Классицизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Персоналии: Персональные модели во французской литературе.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать