x x
menu

Курс в рамках реализации военно-патриотического воспитания «Я – гражданин России»

1 класс. Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Гражданско-правовое образование становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования.

Перспективы его развития были определены государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 № 422). Реализация этой стратегии в области гражданско-правового образования начинается с детского сада и начальной школы. Именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества. Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности.

Сознательность предполагает знание и понимание своей общественной роли, умение определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает широкое развитие интеллекта и самостоятельности личности.

В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных образовательных стандартов. В основе программы лежат следующие направления: нравственное (раздел «Азбука нравственности») и гражданско-правовое (раздел «Азбука гражданина», «Азбука права»). Особое внимание уделяется нравственному направлению, так как нравственность – это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина. Нравственный аспект (раздел «Азбука нравственности») способствует формированию у младших школьников таких личностных качеств как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность, принятых в обществе правил поведения в семье, коллективе, общественных местах, транспорте; правил личной безопасности и др. Гражданско-правовое направление (раздел «Азбука гражданина», «Азбука права») позволяет младшему школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина, об устройстве государства, символах РФ, области и своего города, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др. Программа курса «Я – гражданин России» является пропедевтической для обучения учащихся демократическим ценностям и правам человека в основной и средней школе.

Программа интегрированного курса «Я – гражданин России» строится на основе компетентностного подхода к образованию школьников и условно-концентрического принципа, составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников. Организационно-методические условия В качестве организационно-методических условий реализации данной программы следует выделить следующее: •системность; •единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания; •стимулирование познавательной активности младших школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств; •постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися. Цель программы Цель программы – способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями. Основные задачи: •формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка; •формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях; •способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины и ключевым компетенциям В результате изучения курса учащийся демонстрирует компетенции: Когнитивная составляющая – знание: - общечеловеческих ценностей; - прав человека на образование в РФ; - государственных символов России, региона; - документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ; - прав и обязанностей обучающихся; - способы защиты своих прав, предусмотренных законом; - государственных органов, призванных защищать права ребёнка; - конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте; - правил дорожного движения и пожарной безопасности. Деятельностная составляющая - умения: - выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям; - оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил; - выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами; - ценить общественный порядок и деятельность по его охране; - добросовестно выполнять обязанности учащихся школы; - вступать в различные коммуникации с учетом правил общения. Ценностносная составляющая – проявлять личностные свойства и качества в решении жизненно важных задач: - чувство собственного достоинства в различных ситуациях; - человечность к окружающим людям; - честность; - целеустремлённость; -трудолюбие; - самодеятельность и самостоятельность; - жизнестойкость. Организация занятий: Программа предусматривает 1 год обучения. Предусмотрено 33 учебных часа. Длительность занятий в 1 классе составляет 35 минут. Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя в связи с местными климатическими условиями и освоением учащимися пройденных тем.

Межпредметные связи Данный курс имеет межпредметные связи и интегрируется с такими предметами учебного плана как «Обучение грамоте», «Литературное чтение», «Внеклассное чтение», «Окружающий мир». Он имеет не только обучающую, но и ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием. В программе отражены различные формы проведения занятий: проведение тренингов, бесед, мультимедийных занятий, праздников, экскурсий, игр и другие формы. Цель этой работы – закрепление знаний учащихся на практике. Основные понятия курса Конституция, закон, право, правительство, президент, гражданин, федерация, государственные праздники, Государственная дума, независимость, обязанность, государство, Россия, Родина, Отечество, малая Родина, флаг, герб, гимн, столица, поколение, старина, уважение, дружба, взаимопомощь, добро, зло, защита, жадность. Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу.

Герб – эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. Гимн – торжественная песня, принятая как символ государства. Государство – механизм управления обществом в какой-либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия. Государственная дума – так в России называют собрание избранных народом представителей, которое разрабатывает и утверждает законы. Государственные праздники – праздники, нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна. Государственные символы - флаг, герб и гимн государства.

Гражданин государства – человек, который связан с каким-то определенным государством: признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои права и выполняет гражданские обязанности. Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Жадность – настойчивость в стремлении удовлетворить своё желание, скупость. Закон – обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством. Защита – охрана, безопасность от враждебных действий, от опасности. Зло – нечто плохое, вредное, противоположное добру. Конституция – основной закон государства, определяющий основные права и обязанности граждан. Независимость – самостоятельность, свобода.

Общество – так можно назвать всех жителей какой-либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура. Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь, обязательных для выполнения. Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста. Правительство – высший исполнительный орган государственной власти в стране. Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Президент - глава государства. Родина – так человек называет место, где он родился и вырос; свой город, село, а также страну, гражданином которой он является. Российская Федерация – полное название современного российского государства, которое образовано союзом всех входящих в него территорий (республик, краев).

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать