x x
menu

«Крошка Цахес» – шедевр романтической сказки-новеллы

  • Большие люди - это содержание
  • книги человечества.
  • Ф. Геббель
  • Большие люди редко
  • появляются в одиночестве.
  • В. Гюго.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний учеников.

  1. Проверка домашней задачи. Методика взаимных вопросов (Вопросы для взаимопроверки ученики подготовили дома).

2. Сообщение ученика-«историка» «Германия конца XVIII - начала XIX столетия».

II.       Мотивация учебной  деятельности.

Учитель. Наполеоновские войны вызвали реакцию в Германии. Для сохранения основ феодального устройства создается Священный Союз Немецкой нации во главе с Пруссией, строгий режим которого продержался с 1815 до 1830 гг. Оппонентом Священного Союза стал Эрнст Теодор Амадей Гофман. Как мыслитель Гофман выступает наследником Енской школы. Требования, которые там выдвигались к идеальному   художнику -   универсальность искусства,   концепция   романтической   иронии,  синтез  искусств,-  были  реализованы Гофманом, с жизнью и творчеством которого мы начинаем знакомство. (Ученики записывают тему урока). Обратите внимание на предложенные эпиграфы урока. Оба высказывания касаются имени действительно великого человека, которым был известный писатель и музыкант. Как вы понимаете эти высказывания? (Ответы учеников).

III.       Работа над темой урока.

1. Сообщение ученика-«биографа» о жизни и творчестве

Гофмана с дополнениями учителя.

Задача для учеников: параллельно с прослушиванием сообщения составить хронологическую таблицу, в которую внести важнейшие события из жизни Гофмана.

Ориентировочное содержание сообщения.

Гофман родился 24 января 1776 года в Кенингсберге, в тогдашний Восточной Пруссии, в семье судебного члена правительства (адвоката). Это была обычная семья, но город был не совсем обычным. Кенингсберг в то время был одним из центров культурной и духовной жизни Германии.

Эрнст был веселым, очень остроумным мальчиком и еще в школе проявил большое дарование к музыке и рисованию. Также настойчиво овладевал искусством слова: охотно брался за создание стихов, рассказов, сказок. Мальчик рано остался сиротой. Его забрал дядя, очень «правильный» мужчина, сухой педант, который не видел пользы в музыкальных увлечениях Эрнста. Он решает судьбу юноши: Гофмана зачислили в местный университет на юридический факультет. Уже на первом курсе университета Гофман для заработка дает уроки музыки и продает свои рисунки, а в девятнадцать лет пишет свое первое музыкальное произведение и первые два романа, которые не были напечатаны и не дошли до нас.

После окончания университета Гофмана направили в Варшаву, где он начинает самостоятельную жизнь. Гофман работает в суде, а поскольку атмосфера криводушничества и корысти, которая властвовала там, становилась невыносимой, в свободное от работы время работает руководителем оркестра, дирижером или художником-декоратором в театрах. Гофман тщательно выполняет свои служебные обязанности юриста, но его душа просит музыки и сердце принадлежит ей. Даже свое второе имя - Амадей - он берет в честь выдающегося австрийского композитора Амадея Моцарта. В Варшаве он создает свою первую оперу, ставит ее на сцене. И все время много пишет. Сперва это были музыкальные произведения: оперы, дуэты, вокальные пьесы, статьи о музыке и музыкантах. Музыка всегда была наслаждением для него, она стала украшением его самых счастливых дней. «Музыка - наиболее романтический из всех видов искусства, Можно даже сказать единственный истинно романтический, поскольку изображает лишь бесконечное»,- так говорил он о своем увлечении.

Именно музыка дарит Гофману любовь - Юлию Марк. В то время ему было 35, а ей - лишь 15. И не это было самым страшным: Гофман состоял в браке (его жена, Михайлина Тищинская, была замечательной хозяйкой). Юлия - в дневнике он называл ее Кетхен - была недосягаемым чудом, и в скором времени ее выдают замуж, даже не спросив, любит ли она будущего мужа. Гофман переезжает в Берлин. Там он получает назначение на должность судебного советника.

С 1812 года он погружается в литературное творчество: пишет два романа, много повестей и рассказов, которые вместе составили шесть больших томов. И все они созданы за какое-то десятилетие.

До самого конца жизни Гофман считался политически неблагонадежным..

В 1818 году писатель заболел, а умер художник от паралича 25 июня 1822 года. Ему было тогда всего 46 лет. Так и закончилась недолгая жизнь этого человека, которого судьба не ласкала: несчастное детство, безрадостная работа, которая не приносила ни удовольствия, ни денег, вечная бедность, болезни, борьба за человеческое достоинство. Проститься с Гофманом пришло совсем мало людей. Среди похоронной процессии был Генрих Гейне. Эпитафией стали слова: «Здесь похоронен Э. Т. А. Гофман, который родился 24 января 1776 г. и умер в Берлине в 1822 г. Он был одинаково замечательный как юрист, как поэт, как музыкант, как живописец».

 

Вопрос к ученикам:

•    Какие факты биографии Гофмана вам больше всего запомнились?

2. Сообщение учителя.

«Крошечка Цахес» - шедевр романтической сказки-новеллы - Именно художественными произведениями Гофман получил себе мировую славу. Большинство его рассказов и повестей и даже один роман имеют сказочные сюжеты, в них рядом с людьми действуют феи, колдуны, добрые и злые духи, животные. Эти сказочные существа живут в произведениях Гофмана по своим собственным законам, но часто и по законам человеческими, а они, конечно, бывают несправедливые и коварные, служат не добру, а злу. Писатель остроумно высмеивает и такие законы, и тех, кто их вводил.

В 1819 году появилась новелла «Крошечка Цахес на прозвище Циннобер», где под жанром сказки скрыта острая социальная сатира. Здесь для того, чтобы добро победило, должны вступиться добрые волшебники. В славной сказке о маленьком Цахесе нам демонстрируется социальная механика закона отчуждения - присвоение определенных заслуг теми, кому они не принадлежат.

Вопрос к ученикам.

•    Что вы ожидаете от прочтения книги?

IV. Рефлексия.

1. Составление сенканов на тему «Гофман» Ученики по желанию зачитывают.

Методический комментарий.

Сенкан – пятирядный нерифмованный стих, который составляется по схеме:

1 строка - слово-тема (существительное),

2 строка - 2 прилагательных (определение темы),

3 строка - 3 глагола (активность, действенность, связанная с темой),

4 строка - фраза из четырех слов (понимание темы или отношение к ней),

5       строка — слово-вывод (существительное, синоним (или вывод к теме).

Пример сенкана

Гофман,

Таинственный, одаренный,

Страдал, захватывался, любил,

Полет птицы, безжалостно оборванный,

Талант.

 

2. «Микрофон».

Заверште предложение: «Интереснейшим для меня сегодня было...».

V. Домашняя задача.

Прочитать произведение Э. Гофмана «Крошечка Цахес», ведя «Дневник двойных заметок».

Методический комментарий.

Методика «Дневник двойных заметок» помогает читателям теснее связать материал текста с их собственным опытом и любознательностью. Тетрадь делится на две колонки. В первую записываются фразы, которые больше всего поразили в произведении, которое обрабатывает ученик, во вторую - собственные соображения относительно каждого отдельно взятого фрагмента текста.

 

Фраза из текста

Мои соображения

1. 1.
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать