x x
menu

Краткий сюжет поэмы Милтона «Утраченный рай»

Личность Мильтона до сих пор вызвала немало дискуссий и сплетен. Часть историков литературы, очевидно, находилась в плену представлений современников поэта, которые осуждали его за трактат о разводе, некоторых, вероятно, стояли на других политических позициях и подвергали критике его за острые выпады против короля и королевской власти, если она не выполняет положенных на нее народом функций. Вместе с тем, нельзя отказать Мильтону во славе у него на родине. Он был признанным мастером полемической ораторской прозы еще за жизнь. Его соотечественники отдавали ему надлежащее: Дж. Драйден создал ритмизированный вариант «Утраченного рая «и провозгласил поэму Мильтона «одной из большой, благородной  и поднесенной, которую когда-нибудь создали нации и эпоха». В XVIII ст. М. оказался  одним из влиятельных лириков, поэтов «кладбищенской школы». Перед ним склонялись Д. Томсон, Ф. Купер, Э. Филипс, Сомервил. В. Блейк создал в 1804 г. поэму «Мильтон», в которой рассказывается о духе Мильтона, который сошел на землю, лишь бы спасти Альбион силой своего воображения.

Мильтон особенно любили романтики, которые ценили в нем большого творца образа Сатаны. В XX ст. М. испытал донимающих ударов моды и модернизма. Т. С. Элиот предъявлял обвинение Мильтону в отсутствии чувственности, вытесненной будто бы его книжной ученостью. Он также высказал критическое замечание в адрес творца «Утраченного рая», сказав, что тот писал на английском языке как мертвом. Нужно отдать должное тем критикам Мильтона в XX ст., которые, очевидно, были знакомы с не менее острыми откликами доктора Джонсона и Апдисона. Первый предъявлял обвинение поэту в том, что его английский язык имеет чужую идиоматику, а последний считал, что английский язык потонул под влиянием Мильтона. Однако противоречивые мысли о Мильтоне совсем не означают преуменьшения его заслуг перед английской литературой, а в мировую литературу он вошел как автор «Утраченного рая».

«Утрачений рай» (1667) создавался не без учета существующих версий о грехопадении Адама и Евы, среди которых необходимо вспомнить драму Горация «Изгнанный Адам». Вместе с тем нельзя не учитывать, что в ней выразительно проступают сложные и противоречивые катаклизмы эпохи, драматические страницы истории Англии, которая пережила смертную казнь короля, республику, ее падение и реставрацию монархии. М., что активно участвовал в политической борьбе на стороне индепендентов, не мог не выразить своего отношения к участникам и вождям революции. Образ Сатаны - один из весомых достижений поэтического гения Мильтона - испытает серьезной эволюции. Завоевывая явные симпатии читателей, он иногда заходит в разногласие с намерениями автора, который привел его, наконец, к поражению и капитуляции. Масштабы и глубина изображаемых столкновений воинства Сатаны с легионами ангелов весьма недвусмысленно отсылают к драматическим конфликтам современного Мильтону общества, о борьбе со старым - патриархальным и рутинным, о новом, что пробивается в социальной структуре, а также - и прежде всего - о конфликтах в человеческой натуре.

«Утраченный рай» - эпическая поэма, которая состоит из 12 книг. Между прочим, согласно начальному замыслу, поэма должна была состоять из 10 книг, которые потом были преобразованы в 12, а в набросках и  заметках Мильтона перечисленные религиозные и светские темы, связанные с британской историей. Последнее еще раз удостоверяет в пользу предположения, которое в сложной метафорице и художественной образности поэмы немало еще не разгадано учеными, поскольку касается конкретных исторических событий и лиц, а предполагаемая религиозная проблематика «топит» все другое.

В первой книге поэт, прислушиваясь к голосу божественной музы, излагает тему произведения: падение человека, который потерял послуха и Рай, потом объясняет причину падения, рассказывает о Сатане, который убрал подобие Змея и вовлек в бунт неисчислимые легионы ангелов. Бог скинул всех бунтовщиков в ад, и действие начинает из описания Сатаны и его сподвижников, которые лежат в кипящем озере, угнетенные поражением, и обдумывают, как возвратить утраченное. Сатана созывает своих сторонников, успокаивает их, пробуждает их дух и созывает совет. Дворец Сатаны-Пандемониума вырастает из мрака Хаоса. Ближайший помощник Сатаны и его единомышленник - Вельзевул. Сатана, как и раньше, дерзкий, он не раскаивается и уверенный, что «еще не все погибло»: сохраненный запал неукротимой воли,  с безмерной ненавистью, жадностью мести. «И мужеством - во веки веков не уступать».

Вельзевул признает мужество и отвагу Сатаны и его способность вести за собой полки сподвижников. Сатана уже в первой книге выступает как непокоренный, гордый, волевой индивид, который прощается с блаженным краем Рая и поздравляет зловещий мир Ада, который не только его не страшит, но и прибавляет новых сил и уверенности в своем преимуществе. Характерно, что для предоставления убедительности силам Сатаны Мильтон использует исторические примеры древних боев и стычек, в которых принимали участие рыцари и богатыри со всего мира, - все они не могут приравняться силой и могуществом к дьявольской армии.

Вторая книга приоткрывается заседанием ради Сатаны. Обсуждается вопрос, как возвратить утраченный блаженный край. Молох выступает за открытую войну, Велиал и Маммон сомневаются в необходимости воевать, поскольку в случае поражения всех ждет страшное испытание. Более дипломатическая и умная речь Маммона, которая так формулирует цель войны: снять Царя Неб или возвратить свои права. Успех возможный, утверждает он, лишь, когда Случай будет править вечно Судьбой, а Хаос будет судить их большой спор.

Сатана снова демонстрирует свои необыкновенные способности, ум, коварность, осмотрительность. Он предлагает податься искать соучастников в новообразованном мире, где существует человек, любимый Бог, попробовать выяснить, в чем его сила и слабость, «как правельно их свести, удавшись к обману или силе». Дерзкий план Сатаны изложен в эффектной речи и цветисто оттенен словами Вельзевула, который популяризирует мысли Сатаны и восхваляет его замыслы: «К границам поднявшись лучезарным, подняться в небо за содействие оружия союзного».

Авторитет Сатаны все время возрастает, и от характеристики драматическими способами через монологи его и Вельзевула Мильтон  переходит к расширению функциональности повествовательной линии, которая сообщает о превосходстве царственного Сатаны. Сам по себе образ грешного в величии интересный для эстетики Мильтона, который старался строить свою эпическую поэму на ярких драматических контрастах, которые подчеркивали бы значимость того, что происходит не только во внешнем миру, но и главное - во внутреннем. Сатана берет на себя важную миссию установить контакт с этим миром людей, отправляется в дорогу и одолевает ворота Ада, следившую Грехом и Смертью. Заканчивается книга прекрасной панорамой увиденного мира, который открылся за границей Ада, где отступает Хаос и начинается Природа.

В третьей книге Мильтон призывает небесный свет развеять вечную тьму его собственной слепоты. Обращение к своей слепоте - лейтмотив поэмы, которая имеет, очевидно, метафорический смысл - невозможно понять и охватить весь смысл человеческого бытия и существования Вселенной. Мильтон описывает Бог, который видит полет Сатаны в направлении к новому миру и прорицает его успех, падение и наказание человека, подчеркивая, что человек осуществит грехопадение из собственной воли, она целиком способна противостоять соблазну Богу-сыну предлагает себя в жертву ради искупления вины человека.

Эту жертву Бог принимает и провозглашает его Спасителем. Сатана достигает крайней сферы Вселенной, находит Лимб - «Рай дураков». Он находит ступени, которые ведут к Небу, потом летит к Солнцу, которое поражает его своим сиянием, и здесь он находит немало нового для себя. Удобно Мильтон рассказывает о строении Вселенной. Сатана прибирает между тем подобие юного Херувима и обращается к Уриила с просьбой показать ему место пребывания человека. Не узнав Сатану в подобии прекрасного Херувима, Уриил направляет его к Земле, удобно рассказав об изменении дня и ночи и строение земного шара. Сатана приземляется на горе Нифат в Армении.

Книга четвертая открывает другую грань характера Сатаны - его мучают сомнения и страсти, но наконец, он решает, что зло является благом, и отправляется в Рай. Игра страстей выказывает обманщика Сатану, который убрал чужое подобие.

За ним уже давно пристально следил Уриил. Описание Рая поражает бушеванием всех возможных красок и разнообразием ландшафтов. Красоту и великолепие природы описал не злопыхательский и гордый Сатана, а сам автор, который неожиданно появляется в сказе. Сатана прибирает подобие морского ворона и садится на высочайшее дерево. Наблюдая за Адамом и Евою и поражаясь их величественной красотой, Сатана подслушивает их разговор о запрете пробовать плоды из дерева познания и решает воспользоваться этим поводом, лишь бы прельстить их. И Уриил, который достойный, трогает копьем Сатану, тем самым разоблачив его. Вместе из Зефоном он зовет Гавриила, который советует Сатане взглянуть вверх и прочитать собственную судьбу на небесах, чтобы узнать, насколько легкий и слабый он в противоборстве.

Естественно, что наедине с собой и вместе со своими единомышленниками Сатана - смелый, гордый и сильный, даже размеры его выдаются другими. Когда же ему противостоят ангелы и силы света и порядка, он всегда приниженный и всегда сутулясь отступает.

Книга пятая начинается из описания пробуждения Адама, а потом и Евы, которой наснився тревожный сон. Адам утешает ее и успокаивает. Прежде, чем взяться за повседневные труды, они составляют хвалу Бог. Рафаил, посланный Бог, предупреждает Адама о необходимости послуха и о близости врага. Они обсуждают вопросы свободы воли, назначение, блаженства в Раю. Рафаил по просьбе Адама рассказывает ему о том, как Сатана поднял бунт на Небах и обольстил всех, кроме Серафима Абдиила, который противостоял, одинокий, всем.

 

В книге шестой речь идет о бою Михаила и Гавриила против Сатаны и его буйных орд. Битва жестокая, где каждый вождь был воином, а воин был вождем. В ходе битвы Сатана стонет «от грусти, стыда и злобы» и признает, что униженно его спесь. Однако Сатана собирает Совет и предлагает хитроумный план использования адских машин и инструментов в битве, ради чего он берет из грунта Неба правещества. В решающий момент битвы Бог-Сын врывается у сонмища врагов и начинает наказывать их. Бурей вторгнулся он у лавы неприятелей. В несказанном гневе он согнал их к хрустальной стене Неба, она расступилась, и в эту пропасть провалились все враги.

 Седьмая книга приоткрывается обращением Мильтона к Урании, музы астрономии, которая целиком понятно, ведь дальше будет идти о создании мира. Вместе с тем это лирическое отступление удостоверяет, что М. не всегда придерживался жестких правил классицизма и разнообразил монологи действующих лиц своим неожиданным заявлением и вмешательством. Повествуя Адамове о чудесах создания мира за шесть дней, Рафаил рассказывает о создании человека на седьмой день и напоминает, что Смерть станет наказанием зато , что был попробован запрещенный  плод.

Три книги «Утраченного рая» занимает сказ Гавриила. Он удовлетворил жажду познания Адама, лишь бы тот мог рассказать об этом потомкам, но заканчивает свой рассказ разрешением задавать вопрос, конечно, в пределах, подвластных человеческому уму.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать