Пьеса «Пер Гюнт» (1867) одна из самых известных пьес Ибсена. Хотя, с моей точки зрения, она не входит в число лучших его пьес, большая её часть малопонятна и неинтересна. Известна эта пьеса стала только благодаря тому, что на её сюжет (довольно сильно сокращённый) великий норвежский композитор Эдвард Григ написал прекрасную сюиту.  Главный герой полная противоположность Бранду, Пер Гюнт как раз из тех, кого обличает Бранд. Он совершенно лишён цельности, труслив, главное его качество - беспринципность, он может совершить всё, что угодно, в том числе подлость, предательство, только чтобы ему было хорошо. Он мечтает о славе и власти, соглашается жениться на дочери короля троллей и стать троллем, но не захотел, чтобы ему выкололи для этого глаз и сбежал.

Он без разбору вступал в связи с самыми разными девушками и существами женского пола, а когда он полюбил по-настоящему чистую и прекрасную Сольвейг, то оказалось, что он не может с ней жить, прошлые грехи не дают. К нему пришла дочь короля троллей с сынком и предупредила, что не даст ему спокойно жить. И Пер Гюнт, как обычно, предпочитает не бороться с препятствиями, а просто сбежать. Он сказал Сольвейг, что пошёл за дровами, попросил её немного подождать, а сам уехал в другие страны. В огромном 4 акте (самом неудачном) описаны довольно несуразные его приключения в Африке. Через 50 лет старый Пер, потеряв все свои нечестно заработанные деньги, несолоно хлебавши возвращается в Норвегию, приходит к своей избушке и с ужасом видит, что на пороге сидит старая Сольвейг и ждёт его, и все эти 50 лет она ждала, верила в него. А он о ней забыл.

  • Один всё запомнил - другой всё забыл,
  • Один всё развеял - другой всё хранил.
  • Те годы, что прожил, назад не придут.
  • Как страшно! А царство моё было тут.

В конце Сольвейг, воплощающая абсолютную любовь и верность, прощает ему всё и принимает его таким, какой он есть.  Автор явно обвиняет героя в том, что он не реализовал своего призвания, тех хороших задатков, которые в нём были, у него была творческая фантазия, поэтический дар и т.д. В пьесе много размышлений о том, что такое стать самим собой. Но они довольно туманны. Вообще пьеса полна каких-то сложных, умных, туманных намёков. Но без комментария они непонятны, а комментария нет.  В пьесе есть несколько красивых мест. Например, объяснение Сольвейг в любви к Перу:

  • Сперва о тебе весть дала мне сестрёнка,
  • Мне весть подал ветер, смеявшийся звонко,
  • И мать мне твоя повстречалась в деревне,
  • И сон неотступный нёс весть о тебе мне,
  • Мне вести носили пустые недели
  • И вслед за тобой мне пуститься велели.
  • Вся жизнь без тебя потускнела в долине,
  • Ни смеха, ни слёз я не знала поныне,
  • К чему ты стремишься, мне не было вести,
  • Но знала я: быть нам положено вместе.
  • (Перевод П. Карпа)

Также замечательна сказка, которую Пер рассказывает больной умирающей матери, он как бы переселяется вместе с ней в сказочный мир, облегчая ей страдания. Но таких мест мало. Основная идея пьесы - разоблачение беспринципности, слабости и эгоизма - не кажется мне значительной и оригинальной.

В 1875 году Ибсен написал стихотворение «Письмо в стихах», где описано европейское общество в виде большого, комфортабельного парохода, где всё идёт прекрасно, никаких неполадок, но почему-то вдруг людей на нём начинает что-то угнетать, они лишились веселья, энергии, уверенности. Возникает слух, что в трюме спрятан труп. Это символ скрытого неблагополучия, гниения.

В реалистических пьесах проблема столкновения нравственности и человечности поставлена столь же остро, но уже с другой точки зрения, чем в «Бранде». Теперь главный герой поднимает бунт против общепринятых правил нравственности, которые оказываются бесчеловечными, заявляет о своей свободе от них.

 «Кукольный дом» (1879) - одна из самых популярных, интересных пьес Ибсена. В ней впервые женщина в мировой литературе заявила, что у неё кроме обязанностей матери и жены «есть и другие, столь же священные обязанности» - «обязанности перед самой собой». Главная героиня Нора заявила: «Я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах». Она хочет пересмотреть всё - и религию, и нравственность. Нора фактически утверждает право отдельной личности создавать свои собственные нравственные правила и представления о жизни, отличные от общепринятых и традиционных. То есть, Ибсен опять утверждает относительность нравственных норм.