Одна из самых лучших пьес Ибсена. Бранд - сельский священник, самый яркий, вызывающий наибольшее уважение представитель религии в пьесах Ибсена. По природе своей он - человек очень принципиальный, максималист. Его образ - одно из самых ярких воплощений максимализма и принципиальности в мировой литературе. Бранд абсолютизировал нравственность, он искренне, буквально поверил в главную декларируемую цель христианства - нравственное преображение личности каждого человека, всего рода людского по идеалу Христа, решил воплотить эту цель в жизнь. Браенд требует от себя и от окружающих - нравственного совершенства, деятельного альтруизма, полной самоотверженности, вплоть до готовности отдать жизнь за другого. «Коль всё ты, кроме жизни, дал,  Знай, весь твой дар ничтожно мал». Бранд страстно проповедует возвышенную христианскую идею: чем больше отдаёшь материального, тем больше приобретаешь духовного. Чем хуже тебе здесь, на земле, тем лучше будет душе на небе.

  • Цели верь, душа, конечной:
  • Всё утратив - побеждаешь,
  • Всё теряя - обретаешь,
  • Лишь утраченное вечно!

Более того, для Бранда мало просто совершать добрые поступки, чтобы спастись, получить в награду вечное блаженство, главное - нужно делать добро искренне, с желанием, нужно быть настоящим христианином в душе.

  • Последний подвиг твой не в том,
  • Чтоб кончить путь страстной крестом,
  • Но в том, чтоб ты хотел креста,
  • Хотел - хоть плотью изнемог,
  • Хотел - хоть в кровь спеклись уста.
  • Лишь здесь спасенья твой залог!
  • Ø (здесь и далее перевод А. Ковалевского)

Он борется не просто с людскими пороками и со злом, он вышел на борьбу с чем-то большим, с самим мещанством, с обычной жизнью обычных людей, которых огромное большинство, их нельзя назвать порочными и злыми, но благодаря им зло и порок неистребимы. Эта борьба - высшее призвание Бранда, он чувствует, что создан для этого, ничто другое не даёт ему ощущения полноты жизни. И в этой борьбе автор в общем на стороне Бранда.

Главный недостаток мещан, с его точки зрения, - беспринципность, слабость, половинчатость. Мещанин ничего не доводит до конца, ничему не отдаётся в полную силу, легко меняет свои цели: стремится успеть и там, и там - и быть нравственным, соблюдать обряды, и пожить в своё удовольствие. Жизнь обычного человека - это постоянные компромиссы, уступки, сделки с совестью. В результате человек становится никаким, ни плохим, ни хорошим. Создаётся впечатление, что Бранд предпочёл бы людей злых, порочных, но по-настоящему, до конца, не боящихся своего зла, чем трусливых мещан, которые боятся даже собственной порочности.

  • Да, да, они чуть-чуть во всём,
  • Чуть-чуть в хорошем и в плохом, -
  • Они в большом и малом - дроби,
  • В добре и зле, в любви и злобе.

Яростные, возвышенные обличения Брандом мещанства - лучшие, самые яркие моменты пьесы.

  • Прочь сомненья, даль ясна:
  • Компромисс - вот сатана.
  • Враг забрался к вам в нутро,
  • Сетью вас оплёл хитро!
  • Распродав по мелочам
  • Столько сил,  себя вы сами
  • Раскололи пополам, -
  • А теперь пришла расплата:
  • Ужас - личности утрата!
  • Что вы ищете во храме?
  • Блеск вас манит, блеск, уборы,
  • Перезвон, орган да хоры!
  • Подогреть вам надо чувства
  • жаром пасторских речей,
  • Что журчат, как с гор ручей,
  • Иль грозят, как свист бичей, -
  • Всё по правилам искусства!
  • В час святой, в огне свечей
  • Вы лишь внешним пленены,
  • А потом скорей домой,
  • К лени, к тупости немой,
  • Серых будней влезть в штаны
  • Всей душой, а весть спасенья
  • спрятать в ларь, под рухлядь вашу
  • До другого воскресенья!
  • Хоть дух возвысить вы стремитесь,
  • Но полной жизнью жить боитесь;  
  • Вам нужен - в зле, в добре скитальцы -
  • Бог, что на всё глядит сквозь пальцы.

Вот здесь очень важный момент. Обычные люди верят в Бога, который на все их грехи смотрит сквозь пальцы, то есть готов всегда всё простить, они надеются на его любовь. И вот Бранд, священник, возведший христианство в абсолют, отвергает человеколюбие, любовь, гуманность. Всё это превращается для него в прикрытие людской слабости, трусости, эгоизма.

  • Гуманность! Дряблой лжи отстой!
  • Вот всей земли завет пустой!
  • Им маскирует каждый трус
  • Бессилье взять деянья груз;
  • Ничтожество, что дел не хочет,
  • Им лень свою прикрыть хлопочет;
  • Вот щит, спасающий от бед,
  • Чтоб легче нарушать обет,
  • Чтоб лилипутов из людей
  • Создал гуманный свод идей!

В своих максимальных нравственных требованиях, требованиях самопожертвования Бранд не знает прощения, жалости, любви. Он бескомпромиссен. Он воплощает абсолютную нравственность, которая бесчеловечна.

  • Пылают в небе письмена:
  • Лишь жертва господу нужна!
  • Того, что мир зовёт любовью,
  • Я не признаю никогда,
  • Но божью знаю я любовь:
  • Она безжалостна, тверда,
  • Грозней, чем смерть у изголовья,
  • Погладит - засочится кровь.
  • Иди, будь верен до конца,
  • Не купишь сделкою венца;
  • И в муках должен ты стремиться
  • Пройти огонь и холод льда.
  • Что ты не мог - тебе простится,
  • Что ты не хочешь - никогда.

И всё это не просто слова, Бранд подтверждает их делами, сам рискует жизнью ради исполнения своего высшего долга.

1 действие. Необходимо отпустить грехи умирающему человеку, спасти его душу, но для этого нужно в сильную бурю на лодке переплыть фьорд, никто из рыбаков не рискнул, и тогда Бранд это сделал сам. Он постоянно жертвовал собой ради других, и постепенно завоевал доверие людей. Простые люди, крестьяне поверили его словам, поверили, что смысл жизни именно в самопожертвовании. Своей принципиальностью, последовательностью он добивается реальных результатов.

При исполнении своего призвания Бранду не раз приходится быть жестоким со своими близкими.

Первая жертва - мать. Она далека от совершенства, живёт только ради накопления денег, ради них она предала свою любовь, но это ей нужно не для себя, а для того, чтобы передать богатство по наследству, она живёт идеей рода, семьи, и требует, чтобы Бранд сохранил её деньги для своих детей. Когда она находится при смерти, Бранд предъявляет ей максимальное требование: он отпустит её многочисленные грехи только тогда, когда она отдаст все свои деньги бедным. Она его просит, умоляет, готова отдать половину, но всё - никогда. Бранд неумолим, и его родная мать умирает без покаяния, надеясь на то, что бог менее строг, чем её сын-священник.

Второе испытание. Заболел маленький любимый единственный сын Бранда, для его спасения необходима длительная поездка в тёплые южные страны, но это значит бросить своё призвание, предать свои же собственные принципы. Поверившие ему люди обвинили его в двойных стандартах: ты требуешь от всех максимальных жертв, а своего сына принести в жертву святому делу не хочешь. Только-только в его приходе люди стали исправляться, если он уедет, все опять погрязнут в болоте мещанства. И Бранд, страдая, плача, остаётся. Его сын умирает. Вскоре умирает и его жена Агнесс, не выдержав того, что Бранд заставил её отдать все вещи сына, которые ей были очень дороги, многодетной цыганке: он хотел, чтобы она перестала жить только воспоминаниями о сыне, начала жить новой жизнью, жить для других. Перед смертью она говорит: «кто видел бога - тот умрёт». Бог, то есть максимальная религиозность, несовместима с жизнью.

В оправдание Бранда скажу, что она сама захотела стать его женой, хотя он её честно предупредил, что, возможно, придётся принести огромные жертвы вплоть до жизни. Он никогда её не заставлял что-либо делать, она добровольно все решения переложила на него (в том числе и о поездке на юг).

В конце пьесы влияние Бранда на народ достигает максимума. И тогда, поняв, что официальная церковь и государственные чиновники не ставят перед собой никаких возвышенных целей, а просто стремятся поддержать свою власть, своё благополучие, Бранд поднимает народ на бунт против власти, произносит яростную речь и в порыве воодушевления уводит людей из деревни в горы.

  • Через горы всей толпою
  • Мы, как вихрь, пройдём по краю,
  • Душ тенёты разрывая,
  • Очищая, возвышая,
  • Истребляя старый хлам -
  • Дробность, тупость, лень, коварство,
  • Чтоб создать из государства
  • Вечной жизни светлый храм!