x x
menu

Краткие сюжеты романов Льва Толстого

В русской литературе нет  другого писателя, творчество  которого было бы так сложно и  многообразно, как творчество  Льва Николаевича Толстого.  Л.Н.Толстой родился в  1828 году в Ясной Поляне в  семье графа. Здесь прошли его  детские годы. Толстой рано лишился родителей. В возрасте 13 лет он переехал в Казань, к  одной из сестер своего отца, где  прожил шесть лет.  В 1844 году он поступил в  Казанский университет, сначала на восточный, а затем на  юридический факультет. В университете он увлекся самостоятельной работой над исторической темой, но, пробыв  там три года, оставил университет. Толстой уехал в Ясную  Поляну, владельцем которой он стал после раздела отцовского наследства.  Писательская деятельность Толстого началась в конце  1850 года в Москве. Шесть лет работал писатель над своей  автобиографической трилогией «Детство», «Отрочество»,  «Юность» (1851-1856). 

В творчестве Толстого большое место уделялось событиям, очевидцем и участником которых он был. Он поступил в действующую армию, был сначала юнкером, затем  получил младший офицерский чин.

События Кавказской  войны Толстой описал в рассказах «Набег» (1853) «Рубка  леса» (1855), «Разжалованный» (1856) и много десятилетий  спустя - в повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904). События  этой войны легли в основу его повести «Казаки» (1863) и  рассказа «Кавказский пленник».  Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с  Кавказа сначала в Дунайскую армию, а затем в Севастополь. Мужество и героизм защитников города писатель  обессмертил в «Севастопольских рассказах».

В 1856 году Толстой уезжает в Ясную Поляну. Здесь он  написал рассказ «Утро помещика», показав себя глубоким  знатоком крестьянского быта и сумев верно передать мужицкий «взгляд на вещи». Также он написал рассказы  «Метель», «Записки маркера» (1856), «Люцерн» (1857) и  повести «Два гусара» (1857-1858) и «Альберт».  Семь лет напряженного, сосредоточенного труда Толстой посвятил созданию романа-эпопеи «Война и мир»  (1863-1869). По громадному охвату событий, по числу  действующих лиц, по художественной мощи это произведение не имеет равных в мировой литературе. «Война и  мир» - русская национальная эпопея. В этом романе  нашел отражение национальный характер великого русского народа в тот момент, когда решалась его историческая  судьба («Война и мир»). 

Менее чем через десять лет после «Войны и мира»  Толстой создает роман «Анна Каренина» (1873-1877). Героиня романа посмела переступить «законы» великосветского общества, и это общество отвернулось от нее, преследовало ее клеветой, грязными сплетнями ( «Анна  Каренина»).  В последнее десятилетие жизни писатель занимался,  как всегда, напряженным творческим трудом. Толстой  создает одну из лучших своих пьес - «Живой труп». Герой  пьесы - Федор Протасов, человек добрейшей души, мягкий, совестливый, - уходит из семьи, отказывается от  привычной ему обстановки и попадает на «дно». В здании  суда, не выдержав лжи и притворства «добропорядочных  людей», он кончает жизнь самоубийством.  В статье'«Не могу молчать» 0908) Толстой протестует  против зверских расправ царизма с участниками первой  русской революции.  В рассказе «После бала» чувствуется глубокая боль за  поругание человеческого достоинства, за невинно погубленных людей. ( «После бала»). В 1899 году Толстой закончил роман «Воскресение», над  которым работал около десяти лет.

Сюжет романа - история князя Нехлюдова и соблазненной им девушки из  народа Катюши Масловой. Автор не идеализирует своего  героя, он показывает, как в душе у Нехлюдова жили два  начала - духовное и животное, но они находились в   постоянной борьбе между собой. Герои романа представляют все «этажи» пореформенного русского общества.  Л.Н.Толстой - гениальный художник слова, его перу  принадлежит много рассказов, повестей, статей, поэтому  известие о смерти великого писателя вызвало чувство скорби у миллионов его читателей. С годами интерес к творчеству писателя не ослабевает, а, наоборот, растет. Общепризнанно его влияние на мировой литературный процесс.  А.Франс говорил: «Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть  правдивым и«надо быть сильным... Именно потому, что он  был полон силы, он всегда был правдив!» 

Трагедия- жанр драматургии, проникнутый пафосом  трагического. Основу трагедии составляют общественные  конфликты, коренные проблемы человеческого бытия,  столкновения личности с судьбой, обществом, миром. Трагедии обычно заканчиваются гибелью главного героя.  Начиная с XVIII века и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с  драмой, возникают промежуточные жанры, например: «мещанская трагедия» (Шиллер), трагическая драма (Гюго),  историческая драма (Пушкин), героическая драма  (Вс.Вишневский), с конца XIX века актуальной становится  трагикомедия. 

ТРОПЫ - в стилистике и поэтике - употребление слова  в образном смысле, при котором происходит сдвиг значения слова от прямого к переносному. Виды тропов -  метафора, метонимия, синекдоха, гипербола и др. 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать