Цель: учить учеников давать собственную оценку поступкам и поведению действующих лиц, отличать главных персонажей от второстепенных, совершенствовать умение выразительно и правильно читать сказку в действующих лицах, объяснять особенности литературной сказки; воспитывать осмысление отрицательной сути лицемерия, зазнайства и хвастливости в жизни человека.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: картина из комплекта «Слово и образ», иллюстрации учеников к сказке «Крашенная лиса», «Памятка».
Ход урока.
I. Проверка домашней задачи.
-
1. Объясните особенности литературной сказки.
-
2. Выразительное чтение сказки «Крашенная лиса» в действующих лицах.
-
3. Иллюстрированная викторина, составленная по материалам иллюстраций из комплекта «Слово и образ» и детскими рисунками. Вопрос викторины: К каким эпизодам сказки И. Франко «Крашенная лиса» нарисованы иллюстрации?
II. Изучение нового материала, работа с учебником.
1. Ознакомление с «Памяткой» для характеристики образов произведения.
- Внимательно прочитайте произведение.
- Подберите из текста отрывки для характеристики литературных героев. Обратите внимание на описание их внешности, поведение, язык.
- Как вы относитесь к каждому из них? Докажите свою мысль, опираясь на текст.
- Отношение автора к герою.
- Подберите поговорки и пословицы для выражения вашей характеристики.
Физкультминутка.
2. Беседа об образах сказки «Крашена лиса».
- Кто главный герой произведения? Назовите второстепенные действующие лица сказки.
- Определите основные черты характера Лисы.
- Как жилось зверям при Лисьем царствовании?
- Как Иван Франко относится к Лисе?
- Язык героя?
- Ваше отношение к герою сказки;
III. Закрепление изученного на уроке.
Известный украинский педагог В. Сухомлинский считал, что сказки, прочитанные в детском возрасте, навсегда откладывают в сердце «зернышки человечности, из которых составляется совесть». Вы, наверное, тоже заметили, что сказки приносят не только эстетичное удовлетворение, а и заставляют нас задуматься над проблемами реальной жизни - выбором друзей, поведения, правильного решения. К таким раздумьям побуждала нас сказка И. Франко «Крашенная Лиса».
Хвастливость и заносчивость Лисы, корыстолюбие, нечестность, ухищрение, спесивость - вот черты характера этого сказочного персонажа, которые вызывают, кроме смеха, еще и осуждение.
Литературные сказки подобны народным. Однако у литературной сказки есть свои особенности. Рассказ литературной сказки подчинен авторской воле, и в этом ее главный признак.
Сюжет произведения может быть довольно известный, но его толкование, художественное наполнение, характеристика обстоятельств и персонажей принадлежит автору. Читатель видит то, что происходит, глазами автора, который делится с нами жизненными наблюдениями. Окончательный вывод из того, что происходило в сказке, также делает автор.
Еще одна особенность литературной сказки - не традиционный для жанра сказки язык с постоянными поворотами, а индивидуальный, авторский. У И. Франко он утончен, цветист и немного иронический, пересыпанный народными поговорками.
IV. Домашняя задача.
Подготовьтесь к выразительному чтению от слов «Так прошел год...» до конца сказки. Используйте все известные вам средства выразительности. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Кого и за что высмеял И. Франко в сказке “Крашенная Лиса”»?