x x
menu

Консультация: о сочинении описании на примере творчества Радищева

Художественное сочинение - это образное (т. е. в живых примерах, жизненных картинах) выражение своих наблюдений, чувств, своего отношения к окружающему. Друг Пушкина декабрист Иван Пущин вспоминал уроки словесности в лицее: «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, когда, окончивши лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Художественное сочинение-описание, которое предложил лицейский профессор своим воспитанникам, оказалось интересным, но очень трудным. Иван Пущин тут же- добавляет, что у большинства «стихи вообще не клеились», только Пушкин «мигом прочел два четырехстишия», восхитившие всех. И все-таки «попробуем перья» и мы в том виде творческой работы, который учит наблюдать, определять свое отношение к окружающему, развивает творческое воображение и эстетическое чувство.

Прежде чем приступить к работе, внимательно вчитайтесь в некоторые художественные описания. Вот отрывок из книги А. Н. Радищева - описание крестьянской избы (описание, которое Пушкин назвал «замечательным»):

«Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянской избы. Первый раз обратил сердце к тому, что доселе на нем скользило. - Четыре стены, до половины покрытые так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок, по крайней мере, поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполнявший избу; окончины, п коих натянутый пузырь смеркающийся в полдень пропускал спет; горшка два или три (счастлива изба, коли в одном из них всякий день есть пустые шти!). Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стол, топором срубленный, который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, Пуде есть, спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча как будто в тумане или за завесою кажется. К счастию, кадка с квасом, на уксус похожим, и на дворе баня, в коей, коли не парятся, то спит скотина. Посоконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода. - Вот в чем почитается но справедливости источник государственного избытка, силы, могущества; но тут же видны слабость, недостатки и злоупотребления законов и их шероховатая, так сказать, сторона. Тут видна алчность дворянства, грабеж, мучительство наше и беззащитное нищеты состояние. - Звери алчные, пиявицы ненасытные, что мы крестьянину оставляем? То, что отнять не можем,- воздух. Да, один воздух».  («Пешки».)

Перед нами действительно образец художественного описания. Начало его сразу же определяет позицию автора. Писатель говорит, что он «обозрел» крестьянскую избу в «первый раз внимательно» (взгляд, часто -скользит по предметам, не вызывая мыслей, чувств). Последующая метафора не случайна: желание «обратить сердце на то, что доселе на нем скользило», вызвано горячим сочувствием к судьбе закрепощенного народа.

Одна четкая деталь описания избы быстро сменяется другой. И каждая из них, и все они вместе рисуют страшную картину беспросветной нищеты: потолок и стены, покрытые сажей; печь, которая топится по-черному, наполняя дымом всю избу; пузырь в окне вместо стекла.  Предметы рассказывают о жизни крестьянина: о его одежде и обуви, о скудной пище, о живущей рядом с ним скотине. Единое и сильное Впечатление достигается тем, что в описании использованы короткие простые предложения, быстро и,четко перечисляющие предметы. Писатель избегает всего, что отвлекало бы читателя от главной мысли. Иногда только предмет характеризуется или метафорой (пол, «поросший грязью», свет, «смеркающийся в полдень»), или сравнением. Один раз вырывается из самого сердца автора восклицание о голодном существовании крестьянской семьи («счастлива семья, коли. всякий день есть пустые шти!»). Входя в поток внешне бесстрастного перечисления предметов, это восклицание звучит особенно сильно.

Есть еще прием, которым пользуется художник,- ирония, горькая усмешка. Этот прием позволяет ему без специальных рассуждений выразить свое отношение к описываемому. Вот «печь без трубы, но лучшая защита от холода», вот, «к счастию, кадка с квасом, на уксус похожим», или «обувь данная природою». Ирония звучит и в выводе, к которому приходит автор: «Вот в чем почитается по справедливости источник государственного избытка, силы, могущества». Но горькой иронии недостаточно для выражения главной мысли, и автор обращается к гнев-, ному, полному страстного негодования тону обличителя дворян-крепостников.

Это образец описания быта, жизни народа при крепостном праве. В качестве образца другого описания - описания природы- приведем отрывок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: «Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно.  Ветер между тем  час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин,- закричал ямщик,- беда: буран!»

Посмотрите, как прост и правдив пейзаж у Пушкина. Удивительно точно передано тревожное предчувствие надвигающегося бурана. Звуки, краски, детали предметов. Их немного, но они таковы, что мы начинаем видеть снег, поваливший хлопьями, темное небо, которое смешалось с снежным морем, слышать свирепый вой ветра. Каждое слово рисует картину мрака и вихря. Даже синтаксическая конструкция фраз подчинена этой задаче. Простые малораспространенные предложения создают впечатление прерывистой речи человека, которому трудно говорить из-за порывов ветра.

Тонкая наблюдательность художника и любовь к русской природе помогают создать такой пейзаж-описание. Еще один образец художественного описания - авторская характеристика одного из главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бурмистр» Пеночкина:

«Верстах в пятнадцати от моего имения живет один мне знакомый человек, молодой помещик, гвардейский офицер в отставке, Аркадий Павлыч Пеночкин.  Он человек рассудительный и положительный, воспитание получил, как видится, отличное, служил, в высшем обществе потерся, а теперь хозяйством занимается с большим успехом. Аркадий Павлыч, говоря собственными его словами, строг, но справедлив., о благе подданных своих печется и наказывает их - для их же блага. Сам же, в случае так называемой печальной необходимости, резких и порывистых движений избегает и голоса возвышать не любит, но более тычет рукою прямо, спокойно приговаривая: «Ведь я тебя просил, любезный мой» или «Что с тобою, друг мой, опомнись»; причем только слегка, стискивает зубы и кривит рот. Роста он небольшого, сложен щеголевато, собою весьма недурен, руки и ногти в большой опрятности содержит; с его румяных губ и щек так и пышет здоровьем. Смеется он звучно и беззаботно и со вкусом; выписывает французские книги, рисунки и газеты, но до чтения небольшой охотник: «Вечного жида» едва осилил. В карты играет мастерски. Вообще Аркадий Павлыч считается одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов нашей губернии; дамы от него без ума и в особенности хвалят его манеры. Он удивительно хорошо себя держит и ни в какую историю замешан от роду не бывал, хотя при случае дать себя знать и робкого человека озадачить и срезать любит. Музыку он тоже любит, за картами поет сквозь зубы, но с чувством; из «Лючии» и «Сомнамбулы» тоже помнит, но что-то высоко забирает. Дом у него в порядке необыкновенном; даже кучера подчинились его влиянию и каждый день не только вытирают хомуты и армяки чистят, но и самим себе лицо моют. Дворовые люди Аркадия Павлыча посматривают, правда, что-то исподлобья,- но у нас на Руси угрюмого от заспанного не отличишь. Аркадий Павлыч говорит голосом мягким и приятным, с расстановкой и как бы с удовольствием пропуская каждое слово сквозь прекрасные, раздушенные усы; также употребляет много французских выражений . Со всем тем, я, по крайней мере, не слишком охотно его посещаю, и если бы не тетерева и не куропатки, вероятно, совершенно бы с ним раззнакомился».

Описывается как будто хороший человек (молодой, рассудительный и положительный, собою весьма недурен и т. п.), а у читателя не возникает расположения к нему.

Как достигается это? Подчеркнуто холодно и бесстрастно (на первый взгляд!) перечисляются хорошие качества героя. И тут же вставляются выражения, которые указывают на сомнительность этих качеств: говоря собственными его словами, считается, как бы. Художник широко использует в рассказе прием иронии (скрытой насмешки). Резко снижают значение положительных оценок Пеночкина простонародные слова, которые особенно заметны в гладких литературных выражениях: «воспитание получил, как водится, отличное»; «в высшем свете потерся»; «голоса-вызвышать не любит, но более тычет рукою прямо». Ирония сквозит и в прямых авторских замечаниях: выписывает книги (разумеется, французские!) - «но до чтения небольшой охотник»; любит музыку - и это выражается главным образом в том, что он «за картами поет сквозь зубы»; помнит мотивы популярных опер - «но что-то высоко забирает»; «о благе подданных своих печется» - «и наказывает их для их же блага». Спокойный тон, мягкий, приятный голос, ласковое обращение со слугами - и стиснутые зубы, покривившийся рот. Недаром дворовые люди Аркадия Павлыча посматривают «что-то исподлобья».

Так раскрывается контраст между внешним видом и внутренним содержанием этого человека. Й нам становится понятно, почему автор «не слишком охотно» его посещает.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать