x x
menu

Константина Малицкая «Соловей». Теория литературы: Художественное описание

Цель:        учить учеников выразительно читать художественное описание «Соловей», понимать его жанровые особенности, объяснять собственное понимание образа соловья; развивать умение пользоваться дополнительными сведениями из энциклопедии и словарей, видеть отличия между художественным и словарным описанием соловья; воспитывать любовь к природе, к прекрасному, чувство добра и милосердия, будить стремление оберегать ее.

тип урока:      интегрированный урок-путешествие.

Оборудование: портрет К. Малицкой, энциклопедия, толковый словарь, иллюстрации, рисунки учеников, песни и стихи о соловье, рассказы, сказка Г. К. Андерсена «Соловей».

Люби природу не как символ

Души своей,

Люби природу не для себя,

Люби для нее,

Она - это мать. Будь же сыном...

М. Рыльский

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

1. Тестирование.

Один ученик возле доски, а другие пишут в тетради.

1)  В каком году родилась К. Малицкая?

а) 1872 г.;                           б) 1873 г.;.                          в) 1874 г.

  • 2) Под каким литературным псевдонимом она печатала свои произведения: а) Елена Пчилка; б) Чайка Днестровая; в) Вера Лебедева.
  • 3) Кем она была по профессии?

а) Учитель;                        б) редактор;                      в) врач.

 

4) Кто написал музыку к стиху К. Малицкой «Почему, почему, земля моя»? а) П. Воронько;                                                             б) Майборода;

в) Д Сичинский.

5)  В каком селе родилась писательница?

а) Кропивники;                                                             б) Топорика;

в) Западинцы.

6)  Чему посвятила писательница свою жизнь?

а) Науке и культуре;                                                   б) воспитательной работе; в) благотворительности.

2. Выразительное чтение стиха «Почему, почему, земля моя» ( два-три ученики).

II. Мотивация обучения школьникам

1.  Объявление темы, цели, задач урока.

Запение к уроку: один из учеников читает стих С. Репейника «Брянские соловьи».

Взлетели вдруг к небам рощи

И луга с кудрявой лозой -

Защебетали серебряно соловьи

В Соловьях над серебряной Десной.

Ничего вокруг - лишь юное пение,

Лишь плескание с мотива на мотив.

Как водопад - преходящее и вечное.

Я - ваш навеки,

Вы - навек мои.

Нас судьба общая друзьями назвала

Звените над миром, брянские соловьи,

Моя душа поет вместе с вами!

2.  Вступительное слово учителя украинской литературы.

Сегодня речь пойдет о соловье, этой любимой птичке, которой восхищаются и поэты, и художники, и музыканты... Итак, недаром так много произведений посвящены этим прекрасным певцам, которые являются неотъемлемой частью нашей природы, за которую мы несем ответственность перед будущими поколениями.

Известны прозаические произведения В. Перепелюка «Степной соловушка», Б. Комара «Соловушка», Л. Смогаржевского «Соловей». Замечательными являются есть поэзии об этой птичке: Виктора Забилы «Соловей», Днепровской Чайки «Вольная птичка», Шевченко «Садок вишневый круг дома» и др.

 

На этом уроке мы познакомились с произведением К. Малицкой «Соловей». Природа родного края вдохновила писательницу на создание такого замечательного художественного описания. Еще сызмала любила девочка слушать пение соловья. Не раз просила маму: «Хочу услышать соловья и слушать те волшебные звуки: тёх - тёх, тюрк...».

3. Запись темы урока в тетрадь. Художественное описание - один со способов изложения материала в художественном произведении, которое заключается в последовательном показе отдельных признаков, черт и свойств лиц, вещей, явлений природы и т.п.

С помощью описания писатель знакомит читателей с местом события (пейзаж), обстановкой, в которой живут персонажи (интерьер), внешним видом (портреты).

На нашем уроке мы осуществим путешествие в лес, чтобы послушать пение соловья. Но сначала нам необходимо подготовиться к путешествию.

4. Коллективная работа. Прослушав художественное описание соловья, дать ответа на вопрос:

  • 1) К какому типу речи принадлежит текст? (Описание художественное) Докажите это. (К нему можно поставить вопрос какой?) (Рассказывается о чертах птицы, ее виде. В тексте много эпитетов, сравнений. Ученики зачитывают цитаты из текста.)
  • 2) Что вы раньше уже знали о соловьях? Юные любители природы рассказывают о соловьях. Известно, что соловьи бывают степные, полевые и лесные. Они довольно находчивые. Прежде всего, в полях еще немало соломы, где они находят себе пищу и защиту от холода. Кроме того, с солнечной стороны на ломтях пашни, на холмах есть отталины, где они прячутся от холода, находят прошлогодние зерна. На вид это обычная серая пичужка величиной как скворец.

Бывает, что соловьи бьются за любимые места гнездования. Однажды под домом в сирени я увидел две серенькие птички. Притих, слежу, что они будут делать. А они взлетели вверх, ударились друг об друга и, пикнув, упали в куст. Думаю погибли, неосмотрительные стали, когда услышал пение соловья. И почти в тот миг отозвался и второй соловушка. И началось, и понеслось. Один заведет, второй пересвистывает. Ощутив слабость соперника, начинает нежно воркотать, чтобы таки заглушить его. «Коленца» пения сменяется друг за другом, пение их звучало на весь двор. Я чуть ли не смеялся, забыл даже, куда шел. Когда слышу: один голос все крепнет и будто торжествует, а второй слабеет, замолкает. Видно, соперник стал выдыхаться. Наконец совсем замолк. И сразу вылетел, горемычный, из сирени. Пришлось ему другое искать место.

3)  А каких еще птиц, которые живут на территории Украины, вы знаете? Это аисты, ласточки, воробьи, горлицы, дятлы, удоды, скворцы, сычи,

галки, куропатки, стрепеты, глухари, кукушки, ремезы, чайки, коростели, поползни, синицы и прочие.

4)    Что нового вы узнали о жизни соловьев? Что соловей может жить и в неволе, но песня его не такая, отличается от той, что звучит на свободном пространстве. Она печальная, отрывистая,  будто мысль узника.

Юный исследователь природы. Соловей уничтожает вредных насекомых. Он может быть барометром: если соловей тоскливо трещит целую ночь - это долгую постоянную природу, когда поет с перерывами - говорят, что слякоть настанет.

1-й исследователь. Из энциклопедии я узнал, что это оливково-бурная птица, размером с воробья, не предрасполагает внимания своей окраской. Лишь хвост и покровные перья хвоста с рыжим бликом помогают увидеть его на земле, где он передвигается прыжками. Ощутив опасность, поднимает и опускает хвост и выдает: кр-р-р кр-р-р. Тем не менее, он с давних времен привлекает внимание человека замечательной песней. Распространен от Украины, Беларуси, Прибалтийских республик до Западной Сибири. Встречается в Финляндии, Швеции, Польше, Венгрии, Румынии. Поселяется в лесах, садах, где есть густой подлесок или кустарники, особенно в лиственных.

Прилетают соловьи с мест зимовки - с Восточной части Африки довольно поздно: в конце апреля - в начале мая. Летят ночью. Первыми появляются самцы, которые занимают гнездовые участки и через несколько дней начинают петь. Со временем прилетают самки. Гнездо соловей устраивает в яме на земле, изредка над землей возле основы куста. Строит гнездо около двух недель. В кладке бывает четыре-шесть яиц оливкового, коричнево-оливкового или темно-шоколадного цвета, которые насиживает самка около 14 дней.

2 -й исследователь. Самец в это время поет вплоть до кон­ца гнездового периода. Птенцы рано оставляют гнездо, самостоятельно добывают себе пищу.

Питаются соловьи насекомыми и их гусеницами, которых находят на поверхности почвы, а осенью - еще и ягодами. В поисках пищи птицы держатся поодиночке. В августе-сентябре соловьи начинают перелет на юг.

 

Основными врагами соловьев являются коты и хорьки, которые вылавливают птиц, разрушают гнезда. Вот почему в некоторых садах, парках эти птицы не гнездятся.

Юные художники демонстрируют рисунки.

Учитель зарубежной литературы. Сказка Андерсена «Соловей» посвящена важной теме - силе большого и настоящего искусства. Писатель противопоставляет живую красоту искусственной красоте.

Прослушаем пение соловья. (Звучит аудиозапись). Эти волшебные звуки нельзя сравнить ни с чем, так как они - наша несравненная природа-матушка. Вот такое пение вызвало слезы потрясения и увлечение даже у китайского императора, отгороженного от простых людей, естественной красотой стенами дворца и придворными.

5.  Инсценирование сказки Андерсена «Соловей».

Юные артисты инсценируют отрывок из сказки - разговор соловья с императором.

6. Словарная работа:  Камергер - придворный чин.  Черная магия - злое ворожение. Горничной - прислуга в комнатах.

Сапфир - драгоценный камень, синего цвета.

Клейноды - знаки власти.

Беседа:

  • 1) Как можно охарактеризовать соловья из сказки?
  • 2) Кто спас императора от смерти и почему?
  • 3) Почему соловей не советовал разбивать искусственного соперника-соловья?
  • 4) Почему соловей попросил императора держать в секрете его с ним разговор?
  • 5) Чему учит сказка?

ИII. Закрепление изученного

Учитель украинской литературы

  • 1) Что есть общего в этих двух произведениях? (В обоих произведениях эта маленькая птичка олицетворяет саму природу, ее красоту, мудрость, независимость, творческую личность.)
  • 2) Какие черты присущи настоящему соловью? (Он имеет живую душу, способную на милосердие, сочувствие. Ему присущи достойное поведение, свободолюбие, честность, бескорыстие. Свои песни соловей щедро дарит всем, кто способен ощущать красоту. Видеть, как чье-то сердце откликнулось на пение, на красоту - единственное вознаграждение, которого ожидает настоящий художник.)
  • 3) Почему эти птицы заслуживают сердечную опеку людей? (Так как они приносят пользу людям. Их становится все меньше. Слушая пение соловья, мы ощущаем радость жизни.)
  • 4) Как вы понимаете слова эпиграфа? (Нужно беречь природу, если ты являешься патриотом родного края, так как она является олицетворением настоящей красоты и жизни на Земле.)

IV.   Вывод

Учитель. Итак, дети, мы много узнали о соловье, этой неповторимой птичке. Вот то главное, что характеризует ее. Он является олицетворением самой природы. Люди полюбили эту птичку и воспели ее во многих народных песнях: «Соловей маленький! Имеешь голос тоненький, запой же ты мне, так как в чужой я стороне...».

V.  Домашняя задача

  • 1. Выразительно читать описание.
  • 2. Составить цитатный план к рассказу.
  • 3. Дать сравнительную характеристику соловья (на основе изученных произведений).
  • 4. Первая группа - рассказывать о деревьях, которые растут на территории Украины.
  • 5. Вторая группа - написать произведение-миниатюру «Все краски жизни воспроизведены в песне соловья».
  • 6. Дать сравнительную характеристику соловья в произведении-описании К. Малицкой и в сказке Г. К. Андерсена «Соловей».

Дополнение

Свободная птичка

Между калиной тихонько

Соловушка щебетал,

Низом мальчик украдкой крался

Хап! И птичку поймал.

Дети рады, аж смеются,

Что поймали соловья.

Скачут, жмутся, аж бьются,

Просят: «Пташечка моя, Запой нам громко, Как пела в саду. Мы же тебе за это хорошенький сделаем цветочек такой!» Или не то на свете видеть Нам приходится не раз? Им пой, они же отблагодарят Сделают цветочек в самый раз!

(Днепровская Чайка)

Соловьям Украины

В разлуке с вами, соловьи Украины, Так ноет сердце, что аж смех берет с самого себя. Пусть оно и старое, А в родной край, как в юность давнюю, польется.

Ты грудь режешь взглядом ребенка, Печешь и мучаешь, родной край мой, Пьянишь, как никто на земле нашей... Скучаю за вами, соловьи Украины.

(М. Рыльский)

Соловей

Как он боится тишины!... В синие башни

Пересыпает жар волосожар.

На берегах зеленого пожара Поджигатель он однозначно и звонарь. У него все значит, все в порядке

На всем он оставляет вещий знак.

И на крыле зарощенного сада, Набегавшись, заснет, словно паренек...

(В. Подпалый)

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать