Цель: ознакомить учеников с жизнью Константины Малицкой и ее стихом-песней «Почему, почему, земля моя...»; учить понимать лиричность стиха-песни; развивать умение определять художественные средства, использованные в поэзии, объяснять роль вопросительных предложений; формировать навыки анализа поэтического произведения; совершенствовать навыки выразительного чтения поэзии; воспитывать чувство патриотизма как весомого жизненного стимула для человека.
Оборудование: портрет писательницы, рисунки с изображением природы, фонозапись песни «Почему, почему, земля моя...».
тип урока: урок-исследование.
Украина! Ты для меня чудо!
И пусть плывет за годом год,
Буду, мама, гордая и красивая,
Тобой любоваться во веки веков.
Василий Симоненко
Ход урока
I. Мотивации обучения школьникам
1. «Поэтическая минутка».
Родной дом
Разные в мире есть страны Разные люди есть на свете . Разные горы, горные долины. Разные травы, разные цветы.
Есть из всех одна страна, Самая родная нам всем. Это - прекрасная Украина, Нашего народа дом.
Там шумят степи бескрайние. Будто умеют говорить! Там яснее солнце сияет, Там слаже пахнут цветы...
Разные в мире есть страны, Красивые есть, есть и богатые, И лучше всего - в Украине, Так как лучше всего - в родном доме.
(Анна Под)
•2. Комментарии к стиху.
•3. Слово учителя.
Тяжело назвать поэта, писателя, который бы не обращал свое слово к родной Отчизне - Украине. В произведениях они с любовью воссоздают волшебную природу с бархатом степей, рощ и дубрав, зеленью лесов, синью чистых озер. Никакой силе не осквернить той земли, «что освятил Тарас своими мучениями-делами, который окрылил громами-звуками словами».
Украину прославили в веках ее выдающиеся сыновья и дочери. Это философ и поэт, странствующий учитель Григорий Сковорода, это Каменщик Иван Франко, гениальная Леся Украинка. Воспевали Украину «струны Лысенко живые, и славы золотая звезда вокруг Заньковецкой Марии».
Украина всегда была богата на самобытные таланты, и среди них немало одаренных женщин. Об одной из них сегодня и пойдет речь. Это - Константина Малицкая.
II. Объявление темы, цели и задача урока
III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Сообщение «юных биографов».
1-й биограф. В советские времена Константину Малицкую (ее литературные псевдонимы - Вера Лебедева и Чайка Днестровая) даже упоминать было опасно. Произведения ее не попадали в руки читателей. Лишь люди старшего возраста в кругу своих самых родных могли запеть трепетным от волнения голосом песню «В Сечи, в Сечи закаляемся, братья» и еще могла прозвучать замечательная спевка-жемчужина «Почему, почему, земля моя...». Кто же она, Константина Малицкая?
2-й биограф. Родилась Константина Малицкая 30 мая 1877 года в селе Кропивники возле Калуша в семьи священника. Свою жизнь она посвятила детям: свыше 30 лет работала на педагогической ниве, часто выступая со статьями в деле воспитания подрастающего поколения. Много печаталась в периодической печати. Литературное наследие большое и разнообразное. Впервые она выступила в детском журнале «Звонок» под выдуманным именем Ростик. С того времени часто размещала свои произведения в этом издании, а также в журнале «Заря», в альманахах «Женская судьба», «Учитель». Это были преимущественно произведения о детях и для детей. Продолжительное время она редактировала журнал «Звонок» - единственная к тому времени детская газета для всей украинской детворы.
3-й биограф. В конце XIX - в начале XX столетия под разными псевдонимами напечатала много стихов для малышей, в которых воспевала красоту родной природы, прививала детям любовь и уважение к работе, к родной земле. Константина Малицкая - ведущая деятельница женских общин во Львове и Черновцах, вдохновительница движения сечевых стрельцов в годы Первой мировой войны, за что в 1915 году была выслана в Сибирь. Последние годы жила во Львове и работала библиографом детской литературы в Львовской библиотеке Академии наук им. В. Стефаника. Умерла 27 января 1947 года.
2. Слово учителя.
В 1904 году на слова Константины Малицкой «Почему, почему, почему, земля моя...» композитор Денис Сичинский написал музыку, и песня стала народной, широко известной, любимой для многих поколений украинцев.
3. Сообщение «Юных биографов» о композиторе Денисе Сичинском.
Сичинский Денис Владимирович - украинский композитор, диригент и музыкальный деятель. Родился 2 октября 1865 года в селе Клювинцы
Тернопольской области.
Учился в Львовской консерватории у К. Микулы. Работал во Львове, Коломые, Станиславе как организатор и дирижер певческих коллективов.
Автор оперы «Роксолана» (1909), музыки к пьесам, обработкам народных песен. Среди произведений видное место принадлежит хорам и романсам на стихи Шевченко, Франко и других украинских поэтов. Умер 26 мая 1909 года.
Звучит грамзапись стиха-песни «Почему, почему, земля моя».
4. Соревнование между группами.
Побеждает наиболее активная группа.
Беседа:
- 1) Какие чувства вызвала у вас песня?
- 2) Объясните название произведения.
- 3) Какие вопросы ставит Константина Малицкая в стихе-песни?
- 4) Какой в вашем воображении возникает обрисованная в произведении родная земля?
5. Слово учителя.
Приглушенно звучит в песне простенький, на первый взгляд, но такое
сокровенный вопрос:
«Почему, почему, почему, земля моя.
Так дорога ты мне, так дорога ты мне?..
И мы, будто на картине, видим переливы воды, изумрудную зелень лесов, слышим щелканье соловушки, нежный колокольчик голоса жаворонка.
Подобные вопросы ставятся читателям не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобы привлечь их внимание к определенной мысли или самим вопросом утвердить ее. Такие вопросы называются риторическими.
•6. Устное рисование. Какие картины появились в вашем воображении после прослушивания стиха-песни?
•7. Самостоятельное чтение учениками стиха-песни.
8. Задача.
Прослушать текст стиха «Почему, почему, почему, о земля ты моя» и сравнить с песней.
9. Декламирование стиха «Почему, почему, почему, о земля ты моя» учителем.
10. Работа в группах.
- 1) «Юные художники». Рисуют картины, которые появились в воображении во время прослушивания стиха и песни.
- 2) «Юные фольклористы». Записывают пословицы и поговорки о родном крае.
- Родина - всем мать.
- Даже птичка имеет родную землю.
- Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
- Каждому милая своя сторона.
- За родной край жизнь отдай.
- 3) «Юные литературоведы». Исследуют партитуру стиха-песни.
- 4) «Юные лингвисты». Подбирают синонимы к словосочетанию «родной край» и эпитеты к слову край.
11. Слово учителя.
Благодаря большому мастерству и поэта, и композитора песня «Почему, почему, почему, земля моя» приобрела широкую популярность. Где только не звучала она. В Киеве, Львове, Херсоне, Полтаве... А еще в Канаде, США, Аргентине, Бразилии, Австралии - всюду, где есть хотя бы маленькие украинские общины. Порой эту песню из большого уважения к Украине слушают или выполняют стоя, как во время выполнения государственного гимна Порой плачут от умиления, погружаясь в воспоминания о родном и дорогом.
Вот что могут сделать поэтические слова и замечательная музыка.