x x
menu

Константина Малицкая «Почему, почему, Земля моя…». Рассказ о писательнице

Цель:      ознакомить учеников с жизнью Константины Малицкой и ее стихом-песней «Почему, почему, земля моя...»; учить понимать лиричность стиха-песни; развивать умение определять художественные средства, использованные в поэзии, объяснять роль вопросительных предложений; формировать навыки анализа поэтического произведения; совершенствовать навыки выразительного чтения поэзии; воспитывать чувство патриотизма как весомого жизненного стимула для человека.

Оборудование: портрет писательницы, рисунки с изображением природы, фонозапись песни «Почему, почему, земля моя...».

тип урока:      урок-исследование.

Украина! Ты для меня чудо!

И пусть плывет за годом год,

Буду, мама, гордая и красивая,

Тобой любоваться во веки веков.

Василий Симоненко

Ход урока

I. Мотивации обучения школьникам

1. «Поэтическая минутка».

Родной дом

Разные в мире есть страны Разные люди есть на свете . Разные горы, горные долины. Разные травы, разные цветы.

Есть из всех одна страна, Самая родная нам всем. Это - прекрасная Украина, Нашего народа дом.

 

Там шумят степи бескрайние. Будто умеют говорить! Там яснее солнце сияет, Там слаже пахнут цветы...

Разные в мире есть страны, Красивые есть, есть и богатые, И лучше всего - в Украине, Так как лучше всего - в родном доме.

(Анна Под)

•2.       Комментарии к стиху.

•3.       Слово учителя.

Тяжело назвать поэта, писателя, который бы не обращал свое слово к родной Отчизне - Украине. В произведениях они с любовью воссоздают волшебную природу с бархатом степей, рощ и дубрав, зеленью лесов, синью чистых озер. Никакой силе не осквернить той земли, «что освятил Тарас своими мучениями-делами, который окрылил громами-звуками словами».

Украину прославили в веках ее выдающиеся сыновья и дочери. Это философ и поэт, странствующий учитель Григорий Сковорода, это Каменщик Иван Франко, гениальная Леся Украинка. Воспевали Украину «струны Лысенко живые, и славы золотая звезда вокруг Заньковецкой Марии».

Украина всегда была богата на самобытные таланты, и среди них немало одаренных женщин. Об одной из них сегодня и пойдет речь. Это - Константина Малицкая.

II. Объявление темы, цели и задача урока

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Сообщение «юных биографов».

1-й биограф. В советские времена Константину Малицкую (ее литературные псевдонимы - Вера Лебедева и Чайка Днестровая) даже упоминать было опасно. Произведения ее не попадали в руки читателей. Лишь люди старшего возраста в кругу своих самых родных могли запеть трепетным от волнения голосом песню «В Сечи, в Сечи закаляемся, братья» и еще могла прозвучать замечательная спевка-жемчужина «Почему, почему, земля моя...». Кто же она, Константина Малицкая?

2-й биограф. Родилась Константина Малицкая 30 мая 1877 года в селе Кропивники возле Калуша в семьи священника. Свою жизнь она посвятила детям: свыше 30 лет работала на педагогической ниве, часто выступая со статьями в деле воспитания подрастающего поколения. Много печаталась в периодической печати. Литературное наследие большое и разнообразное. Впервые она выступила в детском журнале «Звонок» под выдуманным именем Ростик. С того времени часто размещала свои произведения в этом издании, а также в журнале «Заря», в альманахах «Женская судьба», «Учитель». Это были преимущественно произведения о детях и для детей. Продолжительное время она редактировала журнал «Звонок» - единственная к тому времени детская газета для всей украинской детворы.

3-й биограф. В конце XIX - в начале XX столетия под разными псевдонимами напечатала много стихов для малышей, в которых воспевала красоту родной природы, прививала детям любовь и уважение к работе, к родной земле. Константина Малицкая - ведущая деятельница женских общин во Львове и Черновцах, вдохновительница движения сечевых стрельцов в годы Первой мировой войны, за что в 1915 году была выслана в Сибирь. Последние годы жила во Львове и работала библиографом детской литературы в Львовской библиотеке Академии наук им. В. Стефаника. Умерла 27 января 1947 года.

2. Слово учителя.
В 1904 году на слова Константины Малицкой «Почему, почему, почему, земля моя...» композитор Денис Сичинский написал музыку, и песня стала народной, широко известной, любимой для многих поколений украинцев.

3.    Сообщение «Юных биографов» о композиторе Денисе Сичинском.
Сичинский Денис Владимирович - украинский композитор, диригент и музыкальный деятель. Родился 2 октября 1865 года в селе Клювинцы
Тернопольской области.

Учился в Львовской консерватории у К. Микулы. Работал во Львове, Коломые, Станиславе как организатор и дирижер певческих коллективов.

Автор оперы «Роксолана» (1909), музыки к пьесам, обработкам народных песен. Среди произведений видное место принадлежит хорам и романсам на стихи Шевченко, Франко и других украинских поэтов. Умер 26 мая 1909 года.

Звучит грамзапись стиха-песни «Почему, почему, земля моя».

4.  Соревнование между группами.
Побеждает наиболее активная группа.
Беседа:

  • 1) Какие чувства вызвала у вас песня?
  • 2) Объясните название произведения.
  • 3) Какие вопросы ставит Константина Малицкая в стихе-песни?
  • 4) Какой в вашем воображении возникает обрисованная в произведении родная земля?

5. Слово учителя.
Приглушенно звучит в песне простенький, на первый взгляд, но такое

сокровенный вопрос:

«Почему, почему, почему, земля моя.

Так дорога ты мне, так дорога ты мне?..

И мы, будто на картине, видим переливы воды, изумрудную зелень лесов, слышим щелканье соловушки, нежный колокольчик голоса жаворонка.

Подобные вопросы ставятся читателям не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобы привлечь их внимание к определенной мысли или самим вопросом утвердить ее. Такие вопросы называются риторическими.

•6.  Устное рисование. Какие картины появились в вашем воображении после прослушивания стиха-песни?

•7.  Самостоятельное чтение учениками стиха-песни.

8.    Задача.
Прослушать текст стиха «Почему, почему, почему, о земля ты моя» и сравнить с песней.

9.  Декламирование стиха «Почему, почему, почему, о земля ты моя» учителем.

10.  Работа в группах.

  • 1) «Юные художники». Рисуют картины, которые появились в воображении во время прослушивания стиха и песни.
  • 2) «Юные фольклористы». Записывают пословицы и поговорки о родном крае.

 

  • Родина - всем мать.
  • Даже птичка имеет родную землю.
  • Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
  • Каждому милая своя сторона.
  • За родной край жизнь отдай.

 

  • 3) «Юные литературоведы». Исследуют партитуру стиха-песни.
  • 4) «Юные лингвисты». Подбирают синонимы к словосочетанию «родной край» и эпитеты к слову край.

11.  Слово учителя.
Благодаря большому мастерству и поэта, и композитора песня «Почему, почему, почему, земля моя» приобрела широкую популярность. Где только не звучала она. В Киеве, Львове, Херсоне, Полтаве... А еще в Канаде, США, Аргентине, Бразилии, Австралии - всюду, где есть хотя бы маленькие украинские общины. Порой эту песню из большого уважения к Украине слушают или выполняют стоя, как во время выполнения государственного гимна Порой плачут от умиления, погружаясь в воспоминания о родном и дорогом.

Вот что могут сделать поэтические слова и замечательная музыка.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать