Цель: проанализировать действие 5 трагедии, дать понятия мотива, проследить, как Шекспир раскрывает мотив мести, его связь с системой образов, совершенствовать навыки характеристики литературного героя, выяснить композиционные особенности произведения, воспитывать гуманистическое мировоззрение.
Оборудование: памятка «Композиция художественного произведения», информационные карточки «Образ Гамлета в литературной критике», репродукция картины Э. Делакруа «Гамлет и Горацио на кладбище», схема «Мотив мести».
Тип урока: урок-диалог.
- О, бедный Йорик!
- В. Шекспир
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Блиц-опрашивание или литературный диктант.
Буквенный портрет. Записать черты характера, которые начинаются буквами имени персонажа
- Г - достоинство, гуманизм, острое ощущение справедливости.
- А - активность.
- М - молодость, милосердие.
- Л - любовь.
- Е - эрудированность.
- Т - терпимость.
III. Мотивация учебной деятельности.
• Подумайте над эпиграфом к уроку. Что означают слова Гамлета над черепом Йорика?
IV. Формирование знаний, умений, навыков.
Работа с репродукцией.
• Какой эпизод изображен на репродукции картины Э. Делакруа
«Гамлет и Горацио на кладбище»?
Фронтальная беседа.
• Почему после разговора с гробокопателем жизнь кажется Гамлету
особенно бессмысленной?
• Как ведут себя возле могилы Офелии Лаерт и Гамлет?
• Почему со временем Гамлет просит прощения за свой поступок? (Понимает душевное состояние и причины поведения Лаерта).
• О каких чертах характера принца свидетельствует этот эпизод? (Человечность, сочувствие).
• Как Клавдий с помощью Лаерта задумал уничтожить Гамлета?
Творческий пересказ.
Опишите сцену поединка Лаерта и Гамлета от лица Гамлета.
• Как осуществляется месть Гамлета королю?
Составление схемы «Мотив мести».
• Названия всех мстителей, которые вывел в трагедии Шекспир.
• Каким мы видим Лаерта в его бунте?
• Что общего и в чем разница между Лаертом, Гамлетом, Фортинбрасом? (Пирр жестоко убивает Приама и его жену – семейная месть; Фортинбрас ведет армию за клочок земли - кодекс рыцарской чести (сумел отказаться от мести); Лаерт - зажигательный - мстит за отца (вопрос чести); Гамлет - убийство не имеет оправдания, личная ответственность).
• Можно ли утверждать, что Гамлет бездействующий? Докажите свою мысль. (Убийство Полония, гибель Розенкранца и Гильденстерна).
• Сопоставьте свою мысль с утверждениями литературных критиков. Какое из высказываний критиков вам ближе?
Словарная работа. Работа с памяткой «Композиция художественного произведения»
• Что такое мотив?
• Какие еще мотивы присутствуют в трагедии «Гамлет»? (Мотив сумасшествия (Офелия, Гамлет); Мотив смерти (Король Гамлет, Лаерт, Розенкранц, Гильденстерн, Офелия, Гертруда, Полоний, принц Гамлет, Йорик); Мотив верности (Офелия, Гертруда); Мотив чести (Лаерт, Фортинбрас).
• Мотив является составляющей частью композиции литературного произведения. Какие еще части композиции вам известны?
• Какие сцены принадлежат к завязке, развитию действия, кульминации, спаду действия, развязке?
• Зачем Шекспир вводит в произведение большое количество монологов? Какая их роль в раскрытии авторской позиции?
V. Применение знаний, умений, навыков.
Прокомментируйте мысль А. Пушкина: «Герои, созданные Шекспиром, ... не типы какой-то страсти, какого-то порока, а существа живые, преисполненные многих страстей, многих пороков».
Прогнозирование:
• Если бы Гамлет избрал путь покориться судьбе, как сложилась бы его жизнь?
• Какие взгляды эпохи Ренессанса воплотил В. Шекспир в трагедии «Гамлет»?
• В чем отличие между образами Гамлета у Саксона Грамматика и у В. Шекспира?
Микрофон. Выскажите свою мысль о трагедии В. Шекспира «Гамлет», закончив предложение:
• Из этого произведения я понял...
• Это произведение ценное тем, что...
VI. Домашняя задача.
1. Подобрать цитаты к образу Гамлета.
2. Обработать материал учебника.
3. Творческая задача: написать интервью с героем трагедии «Гамлет».
4. Индивидуальная задача: подготовить сообщение на тему: «Образ Гамлета в театральном и кинематографическом искусстве».