Тема урока
по русскому языку «Разделительные ь и ъ знак.» Цели: Формирование навыка самостоятельной работы в написании слов с разделительными ь и ъ знаками, умения применять полученные знания на письме. 2. Обучение наблюдению, сравнению, классификации, обобщению. 3. Продолжить работу над развитием речи. Оборудование
: Карточки со словами к заданию в учебнике русского языка, раздаточный материал (ь и ъ разделительные знаки).

Ход урока
По русскому языку. Организационный момент. На доске записана пословица: «В одиночку не одолеешь и кочку. » Учитель. Ребята, посмотрите на доску, прочитайте то, что здесь написано, подумайте: что Это?

Дети. Пословица. Учитель. Подумайте и попробуйте объяснить ее смысл. Дети.

Одному человеку не легко, а вместе - любая работа по силам. Учитель. Замечательно.

Вот мы все вместе и будем трудиться на уроке. 2. Проверка домашнего задания. Учитель. Ребята, с домашним заданием были какие-то затруднения? Дети. Нет.

Учитель. Хорошо. Тогда открывайте тетради и записывайте число (19 ноября), классная Работа. 3.Словарная работа. На доске слова: девочка, Москва, желток.

Учитель. Дети, прочитайте внимательно слова, подумайте и уберите на ваш взгляд «лишнее». Свой выбор поясните. Варианты: Девочка (потому что это - одушевленный предмет или потому что в нем 3 слога). Учитель. А что же такое слог? Слог - это звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдохом.

Слоги бывают Открытые - заканчивающиеся на гласную букву и Закрытые - заканчивающиеся на согласную букву. 2. Москва (это - имя собственное). Учитель. Осталось слово - желток. Давайте разберемся со значением этого слова. (Выслушиваются ответы детей. ) Учитель. Вы правильно объясняете смысл этого слова, но давайте обратимся к толковому словарю и послушаем научное истолкование этого слова.( заранее подготовленный уч-ся читает значение этого слова) Учитель. Возьмите ручки, запишите это слово, произнесите его и сравните произношение и Написание. Желток - жылток - жэлток Учитель. Что вы заметили? Дети. Несовпадение произношения и написания (учитываются варианты в произношении.) Учитель русского языка. Поставьте знак ударения в слове и подчеркните безударную гласную. Это слово из словаря, его нужно запомнить. Учитель. Предложите задание с этим словом. Дети. Давайте составим предложения с этим словом или сделаем звуко-буквенный разбор.(Оба варианта принимаются.) Разбор делается самостоятельно, а затем проверяется. Желток-2 слога, 6 букв, 6 звуков, 2 гласных, 4 согласных. Ж - [ж] Е - [ ы ] или [ э ] Л-[ л ] Т - [т] О - [о] К - [к] Предложения составляются устно. 4. Работа над темой. На доске даны слова с пропущенными буквами: стул...я, под...ем, от... езд, Дар...я, по...ет. Учитель. Посмотрите на левый угол доски, прочитайте слова, подумайте, какие буквы Пропущены. С помощью карточек покажите эту букву. (Слово «поет» - коллизия) Учитель. Ребята, так когда же в словах нужно писать разделительный ъ, а когда - ь знак? Дети делают вывод. 5. Физминутка. 6. Работа с учебником русского языка. Учитель. Откройте учебник на с. 72, найдите упр. 158, прочитайте задание к нему. Все ли поняли задание? Возьмите ручки, подумав, приступите к его выполнению (задание выполняется самостоятельно, учитель проходит по классу и оказывает индивидуальную помощь). Проверка: слова записаны на карточках и прикрепляются на доску в зависимости от Вариантов деления на группы. Правильный вариант: группы должны быть равные. Мальчик платье съежился Пальто сыновья подъезд Сесть ненастье съесть Учитель. Подберите к каждой группе еще по одному слову и запишите. Дети. Деньки, деревья, съехал и т. д. Учитель. Давайте вернемся еще раз к нашим столбикам. Найдите и подчеркните в словах буквы, обозначающие 2 звука. 7. Итог урока. Учитель. Что нового вы узнали на уроке? Дети. Учились правильно использовать в словах разделительные ь и ъ знаки. Учитель. А теперь, ребята, давайте вернемся к той пословице, с которой начинали наш урок. Подходит она к нашему уроку? Дети. Да. 8.Выставление оценок. 9. Домашнее задание:с.72 упр.159.