Композиция, посвященная жизни и творчеству Сергея Есенина. Есенин и имажинисты

Ведущий. 17 ноября 1920 года. Большой зал Политехнического музея. Вечер «Суд имажинистов над литературой».

Председательствующий. Издох футуризм. Давайте грянем дружнее; футуризму и футурью - смерть. Забудем о том, что футуризм существовал, так же, как мы забыли о существовании натуралистов, декадентов, романтиков, классиков, импрессионистов и прочей дребедени... к чертовой матери всю эту галиматью... Мы настоящие мастеровые искусства, мы, кто отшлифовывает образ, кто чистит форму от пыли содержания...

  • Голос  из  зала. Маяковский просит слова!

Маяковский. На днях я слушал дело в народном суде. Дети убили свою мать. Они не стесняясь заявили на суде, что мать была дрянной женщиной. Однако преступление намного серьезнее, чем все это может показаться на первый взгляд. Мать - это поэзия, а сыночки-убийцы - имажинисты.

Голос из зала. Маяковский, может быть, вам напомнить ваши собственные стихи?

  • Фермами ног отмахивая мили.
  • Кранами рук расчищая пути,
  • Футуристы прошлое разгромили,
  • Пустив по ветру культуришки конфетти...
  • В «Полное собрание сочинений», как в норки,
  • Классики забились, но жалости нет!
  • Напрасно их наседкой Горький
  • прикрыл, распустив изношенный авторитет!
  • По-моему, вы совсем недалеко ушли от имажинизма.

Маяковский. Достаточно далеко и от имажинизма и от футуризма, прочих «измов».

Есенин. У этого дяденьки-Достань воробышка хорошо привешен язык... Смотрите, мол, на меня, какая я поэтическая звезда, как рекламирую Моссельпром и прочую бакалею. А я без всяких прикрас говорю: сколько бы Маяковский не куражился, близок час гибели его Газетных СТИХОВ. Таков поэтический закон агитез.

Маяковский. А каков закон судьбы ваших кобылез?

Есенин. Мне мил стихов российский жар: есть Маяковский, есть и кроме, он их главный штабс-маляр, поет о пробках в Моссельпроме.

Ведущий. Поэты спорили, дороги их расходились. А кругом распевали их частушки. Есенин.

  • Ах, яблочко.
  • Цвета милого!
  • Бьют Деникина,
  • Бьют Корнилова.
  • Цветочек мой,
  • Цветик маковый.
  • Ты скорей, адмирал,
  • отколчакивай.

Маяковский.

  • Милый мой на Красном фронте
  • Забирает города.
  • Мой платок не очень теплый, да окраска хоть куда.
  • Как Юденич в тапке ехал,
  • а Колчак в броневике.
  • Оказались два элодея да на красном на штыке.
  • Сцена прощания с имажинистами

Мариенгоф.

  • ОПЯТЬ вино
  • и нескончаемая лента
  • немеркнущих стихов.
  • Есенин с навыком степного пастуха
  • пасет столетья звонкой хворостиной.
  • Чуть опаляя кровь и мозг.
  • Жонглирует словами Шершеневич,
  • И чудится, что меркнут канделябровые свечи,
  • когда взвивается ракетой парадокс.

Есенин. У Анатоля Франса есть один чудный рассказ об акробате, который выделывал вместо обыкновенной молитвы разные фокусы перед богоматерью на трапеции. Этого чувства у моих собратьев нет. Они ничему не молятся, и нравится им одно пустое акробатничество, в котором они делают очень много головокружительных прыжков...

Шершеневич.

  • Говорят, что когда-то заезжий фигляр,
  • Фокусник уличный, в церковь зайдя освещенную.
  • Захотел словами жарче угля
  • Помолиться, упав пред Мадонною.
  • Но молитвам научен не был шутник.
  • Он знал только фокусы, знал только арийки,
  • И пред краюхой иконы поник
  • И горячо стал кидать свои шарики.
  • И этим проворством приученных рук,
  • Которым смешил он в провинции девочек,
  • Рассказал невозможную тысячу мук,
  • Истерзавшую сердце у неуча.
  • Точно так же и я... Мне до рези в желудке противно
  • Писать, что кружится земля и поет, как комар.
  • Нет уж лучше пред вами шариком сердца наивно
  • Будет молиться влюбленный фигляр.

Ведущий. Сергей Есенин объявляет о своем выходе из группы имажинистов.

Шершеневич. Есенин примыкал к нашей идеологии, поскольку она была ему удобна, и мы никогда в нем, вечно отказывающемся от своего слова, не были уверены, как в соратнике.

Есенин. Прощание с Мариенгофом

  • Есть в дружбе счастье оголтелое
  • И судорога буйных чувств -
  • Огонь растапливает тело.
  • Как стеариновую свечу.
  • Возлюбленный мой! Дай мне руки -
  • Я по-иному не привык -
  • Хочу омыть их в час разлуки
  • Я желтой пеной головы.
  • Прощай, прощай... В пожарах лунных
  • Дождусь ли радостного дня?
  • Среди прославленных и юных
  • Ты был всех лучше для меня.
  • В такой-то срок, в таком-то годе
  • Мы встретимся, быть может, вновь...
  • Мне страшно,- ведь душа проходит,
  • Как молодость и как любовь.

Звучит песня на ел. С. Есенина «Клен ты мой опавший».

 



Портретная характеристика персонажей