x x
menu

Комедия «Мартын Боруля». Стремление стать дворянином как миф о лучшей жизни

Цель:               ознакомить десятиклассников с содержанием комедии,

основными элементами ее сюжета и композиции, развивать навыки идейно-художественного анализа драматического произведения, умение характеризовать главного героя и других персонажей, объяснять средства их комического изображения, на примерах произведений И. Карпенко-Карого доказать его драматургическое мастерство в пьесе; воспитывать у учеников достоинство, простоту, щедрость во взаимоотношениях с людьми.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: портрет И. Карпенко-Карого, И. Франко; текст пьесы, фотоиллюстрации к ней; аудиозаписи.

«Мартын Боруля» - одна из наилучших украинских комедий.

И. Франко

Ход урока

I. актуализация опорных знаний

1. Беседа на повторение изученного материала о драме и жанрах драматических произведений

  • Назвать основные черты драматической литературы. (Драматическая литература характеризуется приспособленностью для сценической интерпретации. Основным признаком являются назначения ее для театрального спектакля. Текст драматического произведения распадается на две части - язык героев и ремарки, которые указывают режиссеру на декорации и действия персонажей. Произведение, написанное в форме языка персонажей и ремарок, и является произведением «драматической формы». Это распространяется и на те произведения, которые прибегают к этой форме без расчета на сценическую интерпретацию.) 
  • Назвать ведущие жанры драмы. (Трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия, водевиль, мелодрама) 
  • Какие виды драмы бытовали в прошлом? (Мистерии, миракли, моралите, школьные драмы, интермедии и др.) 
  • Рассказать о развитии драмы в украинской литературе. (В украинской литературе драма появляется в начале ХIХ ст. («Наталка Полтавка» Ивана Котляревского, «Простак» Н. Гоголя, «Чары» Кирилла Тополя, «Черноморский побит» Якова Кухаренко, «Купала на Ивана» С. Писаревского).

 

Во всех этих произведениях проявились, с одной стороны, черты школьной драмы, вертепа, присущие украинской драматургии предыдущих пор, а с другой - учтен опыт западноевропейской драмы конца ХVIII ст. Идейно-тематические горизонты упомянутых произведений ограничивались кругом любовно-родственных взаимоотношений. Однако, как и в европейской драме, заметными были и шаги к реалистическому отображению действительности. Со временем из-за обстоятельств семейного плана поднимались важные общественные проблемы («Назар Стодоля» Т. Шевченко, «Лимеривна» Афанасия Мирного). С 80-х годов ХIХ ст. наблюдается расширение идейно-тематических горизонтов драмы, появляются произведения из жизни интеллигенции, жителей города, поднимаются проблемы взаимоотношений села и города («Не судилось» Михаила Старицкого, «Пока солнце сойдет» Марка Кропивницкого, «Житейское море» Ивана Карпенко-Карого, «Украденное счастье» Ивана Франко, «Нахмарило» Бориса Гринченко.)

  • Какие бывают жанровые типы драмы как жанра? («Закрытая» и «открытая»)
  • Назвать признаки «закрытой» драмы. (Признаками «закрытой» драмы являются: введение в историю событий и персонажей; однозначная завязка; тесная содержательная связь между сценами; причинно-следственные цепочки и цепочки связей между персонажами; линейное действие; отсутствие изменения места действия, или незначительное изменение; линейная временная последовательность; короткая продолжительность действия; фабульное построение с необходимыми для этого атрибутами - завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой; сохраняется хронология событий и поступков действующих лиц на относительно ограниченном пространстве.)
  • Назвать писателей, которые использовали «открытую» драму. (Иван Котляревский, Григорий Квитка-Основьяненко, Иван Карпенко-Карый, Иван Франко). Существует она и в современной драматургии.
  • Назвать жанровые особенности «открытой» драмы. (Другим жанровым типом является «неаристотеливская», или «открытая» драма. Признаками открытой драмы являются: отсутствие введения; отсутствие однозначной завязки; отсутствие связи или неясная связь между сценами; сцены, связанные фразовыми мотивами, центральным Я, повтором мест; нелинейное действие; отсутствие формально определенных отрезков действия; частое изменение места действия; прерывающая временная последовательность.)

2. Литературный диктант «Да» - «нет»

Правильно ли утверждение?

  1. Настоящая фамилия И. Карпенко-Карого — Иван Афанасьевич Карпенко. («Нет»)
  2. Пьеса, в основе которой лежит острый жизненный конфликт, напряженная борьба и сложные переживания персонажей, но развязка не имеет трагического характера, называется драмой. («Да»)
  3. «Из всего…необходимо пользу иметь, хотя бы зубьями пришлось тянуть — тяни!» — основная мораль Пузырей (Пьеса «Хозяин»). («Да»)
  4. «Наймичка» по жанру — социально-психологическая драма. («Да»)
  5. Семья Тобилевичей — это Карпенко-Карый, Старицкий, Кропивницкий, Заньковецкая. («Нет»)
  6. Язык автора в пьесе называется ремаркой. («Да»)
    1. В пьесе «Наймичка» роль Харитины выполнила М. Заньковецкая. («Да»)
    2. Мартин, Палажка, дочь ее Марися, Николай и наймиты — Омелько и Трофим — персонажи драматического произведения «Мартын Боруля». («Так»)
    3. И. Карпенко-Карый правдиво показал непокоренность народа, его стойкость и несокрушимость в борьбе против своих угнетателей в произведении «Суета». («Нет»)

 

  1. Впервые была поставлена в Ростове-на-Дону труппой М. Кропивницкого при участии М. Заньковецкой пьеса «Савва Чалый». («Нет»)
  2. «Одним из наилучших врачей — работа» — так в письме Карпенко-Карый писал своей жене. («Нет»)
  3. «Целостность драматического творчества Карпенко-Карого наполняет нас чувством удивления для его таланта». Эти слова принадлежат Л. Толстому. («Нет»)

II. Мотивация учебной деятельности учеников. Объявление темы и цели урока

1. Слово учителя

Тематическое богатство, острота художественного видения, углубление в психологию персонажей и мотивированность каждого его поступка в произведениях И. Карпенко-Карого дают основания поставить его имя рядом с такими известными современниками, как Бернард Шоу, Ген-Год Ибсен, Герхард Гауптман, Октав Микро.

2. Беседа по отдельным произведениям драматурга

  • Выясните, в чем суть конфликта в пьесе «Наймичка»? (Конфликт имеет социальную окраску; автор раскрывает ту атмосферу бесправности, унижение и нищенствования бедного народа, среди которого расцветают аморальные, распущенные, лицемерные Цоколи)
  • Что вбирает в себя понятие «честь»? А как же дела с честью у персонажей комедии «Хозяин»? Скажем, у Феногена, Лихтаренко? (Эти люди давно уже потеряли честь и даже не сознают потребности в ней. Вся их жизнь сводится к тому, как бы приумножить свое богатство, где бы украсть, схитрить, иметь выгоду. Феноген и Лихтаренко достойны друг друга своей подлостью)
  •  Живут ли по законам чести представители интеллигенции — учитель гимназии Калинович и молодая просвещенная дочь Пузыря Соня? (Соня и учитель Калинович стремятся к справедливости, содержательности, нужной народу жизни. Тем не менее, есть ряд эпизодов в произведении, когда читателю (зрителю) становится стыдно за поведение этих просвещенных интеллигентов. Обоим персонажам не хватает решительности на пути к той высокой цели, которую они провозглашают. И Соня, и Калинович чувствуют беспомощными идеалистми перед «дикой и страшной» силой Пузыря)
  • В чем трагедия главного героя пьесы «Савва Чалый»? Какой можно сделать вывод? (Вывод: человек, который перечеркнул свое доброе имя изменой народных интересов, лихими поступками - фигура в самом деле трагическая. Особенно это становится понятным с расстояния столетий, которые прошли. Ни внуки, ни правнуки не смогут гордиться своим предком. Это трагедия целого рода, и, в определенной мере, народа. Конечно, с этой точки зрения, личность, которая теряет народное уважение, требует сочувствия, но вместе с тем и осуждения. Это следует осознать каждому человеку).

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Выступление ученика-«литературоведа»

Большим шагом вперед в творческом росте драматурга была комедия «Мартын Боруля» (1886). Биографы писателя указывают, что толчком к написанию этого произведения стала комическая история о домогательстве дворянских прав, которую пережил отец Ивана Карповича - Карп Адамович Тобилевич.

Этот биографический факт драматург поднял к широкому обобщению, остро высмеяв и осудив честолюбие и паразитизм привилегированной социальной касты - дворянства.

(К слову, отец писателя, как и герой пьесы, не добился дворянских прав, так как в части семейных документов стояла фамилия не Тобилевич, а Тобулевич (аналогично и в комедии: Боруля - Беруля.)

2. Выступление ученика - «литературного критика»

В недалеком прошлом Мартын Боруля жил здоровой трудовой жизнью, но вследствие конфликта с дворянином Красовским, который назвал его «быдлом», пронялся фантастическим желанием доказать, что он также «шляхтич». И пока поверенный Трандалаев добивался официального подтверждения «дворянских прав» Мартына Борули, тот поспешил завести в своей семье «дворянские порядки».

Мартын запрещает своим детям «мужицкую работу», сам старается подолгу вылеживаться в кровати; хотя с непривычки у него и бока болят; хочет перевести семью на «господское» кушанье - «кофе» - и велит расспросить, «когда его подают: или к борщу, или на ночь».

Чтобы вывести своих детей на «дворянскую линию», Мартын Боруля, не жалея денег, содержит сына Степана писарем в земском суде, а дочь Марисю собирается выдать замуж за «благородного жениха» - регистратора в ратуше Нациевского.

Одну за другой разворачивает драматург сцены и ситуации, мастерски подводя «шляхтича» к катастрофе. Нациевский, «благородный жених» Мариси, позорно убегает, Степан остается «вне штата», а тем временем сенат не подтверждает дворянские права, так как в старых документах писалось «Беруля», а в новых - «Боруля».

Доведя к полнейшему провалу честолюбивые стремления своего героя, Карпенко-Карый в финале комедии показывает его протрезвление. Мартын Боруля, сжигая после всего пережитого «дворянские документы», говорит: «Слышу, как мне легко делается, будто новая душа сюда вошла, а старая, дворянская, пеплом стала».

3. Слово учителя

Через всю комедию проведена идея: достоинство человека определяет не принадлежность к привилегированному социальному положению, а честная трудовая деятельность, простота и искренность во взаимоотношениях с людьми. Эта идея утверждается не только эволюцией главного персонажа, а и критическим изображением таких действующих лиц, как Протасий Пенёжка, Матвей Дульский - представителей тщеславной, хотя и «голопузой» шляхты, как Степан Боруля, Нациевский, Трандалаев - распущенных чиновников.

4. Минутка искусства

Слушание аудиозаписи (диалог между Мартыном Борулец и Омелько из III явления действия II, когда наймит с наивностью рассказывает своему хозяину о том, как у него украли коней)

5.  Вспомнить понятие «средства комического в произведении». Найти в комедии, прокомментировать

6.  Ролевая игра «Теневой театр»

Садовский (пишет письмо). Надумал с труппой странствовать в Париж. Смелое намерение - вынести на европейскую сцену искусство родного театра. А может, в этом есть смысл? Пусть зрители сопоставят игру Марии Заньковецкой с игрой прославленной французской звезды Сары Бернар. А что скажут французы? Может, повезти во Францию «Мартына Борулю», чтобы посоревноваться с мольеровским «Мещанином-шляхтичем»? Французы очень привередливые к юмору. Герцен писал, что юмор и остроумие являются «замечательными элементами французского характера».

Карпенко-Карый. Что сказать о Париже - не знаю, так как это очень мудрая штука...

Здесь необходимо поехать в Париж знающему мужчине и на месте самому все разглядеть. Такой человек должен быть ты...

7. Дать характеристику героев пьесы
 по самостоятельно составленному плану

I  вариант — Мартына Борули;

II  вариант — распущенного чиновника Нациевского;

III   вариант — Матвея Дульского.

IV. Закрепление

1. Слово учителя

То, что мы имеем в самом деле ценного в сфере чистой поэзии,- принадлежит только Шевченко, в сфере музыки - Лысенко, а в сфере драмы - Старицкому и Карпенко-Карому.

Обращаясь к драматическому творчеству умершего драматурга, взятого в целом, мы должны квалифицировать его как высокоталантливого. Драмы Карпенко-Карого - в самом деле действия, с логическим развитием их, с умелой коллизией действующих лиц и жизненной правдой тех мотивов, которыми руководствовался автор при написании своих произведений. Они сценические, живые, актуальные. Они народные, так как темами для них является жизнь народная с ее радостью и бедностью, которая имела место в жизни нашего народа и преимущественно крестьянских масс его.

Границы и объекты драматического творчества Карпенко-Карого,- это наше село, бедное, обтрепанное село с тысячами бедности, которая выглядывала из каждого дома, с темной тучей темноты, которая застилает собой и душу, и мозг крестьянина. Перечитывая драмы нашего писателя, видим, какие черные духи свили себе логово в крестьянской жизни и сделали из нее пекло.

Панорама крестьянской жизни, нарисованная Карпенко-Карым, тяжелая, полная черных красок. Мы не ошибемся, если скажем, что творчество Карпенко-Карого в сфере нашей драмы - это резонатор нашего села, что талантливый и большей частью правдивый рисунок его, а пьесы автора «Бурлака», «Умный и дурак», «Чумаки», «Сто тысяч», «Мартын Боруля», «Суета», «Хозяин» - артистичные, исторические памятники из жизни нашего села.

Не менее заметной заслугой реалиста-драматурга является также и то, что он не пошел в своем творчестве проторенной дорогой шаблонов в изображении любви.

Образы любви, а особенно женской, разнообразие эмоциональных переживаний, изображены автором в некоторых пьесах (напр. «Бесталанная») так хорошо, четко и с таким чувством художественной меры, что образы эти становятся символами, типичными фигурами, которых можно много найти в других произведениях нашей драматической литературы. К таким произведениям необходимо зачислить Софию, с ее нежной, верной любовью супружеской жизни, и ее антипод Варку - живое воплощение горячей, как пламя, и бушующей любви, которая, чтобы дойти до своего логического конца, не остановится ни перед какими жертвами, связанными со страданием и горем других.

Чудесно изобразил Карпенко-Карый образ «Наймички».

Беря материалом для своего творчества факты из жизни крестьянина, психических его переживаний, связанных с материальными обстоятельствами этой жизни, Карпенко-Карий обращался также и к нашему прошлому, где так много больших драматических моментов, где эти моменты, свиваясь друг с другом, создают одну большую трагедию - историю нашего края.

«Что было - то мхами поросло», «Сербин» и «Савва Чалый» - вот пьесы нашего драматурга, материалом для которых были события

 

 «былого» нашей истории. Наиболее достойной со стороны литературной является последняя пьеса, наверное, чуть ли не наилучшая из всех исторических пьес нашего театрального репертуара. Фигура главного героя трагедии Карпенка-Карого поражает разногласиями. Конфликты, которые выныривают в душе героя, кончаясь катастрофой его планов и мечтаний, не вызывают в душе читателя и публики театральной глубоких психологических процессов, обращенных симпатичной своей стороной к Савве. Центральная фигура трагедии изображена, таким образом, не захватывающе. Зато другие персонажи трагедии, как Игнат Чалый, изображен в целый могущественный рост, пластично, колоритно и согласно исторической правде. И как бы там ни было, пробы драматического творчества нашего драматурга в сфере исторических художнических композиций могут занять выдающееся место среди нашей исторической драматургии.

2.  Составить тезисы прослушанного

3.  Логическое раздумье

Прокомментировать выражение И. Франко «Карпенко-Карый - один из родителей нового украинского театра».

4. Оценивание

V. Домашняя задача

  1. Повторить изученное о драме и жанрах драматических произведений.
  2. Подготовиться к контрольной работе.
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать