Цель:               ознакомить десятиклассников с содержанием комедии,

основными элементами ее сюжета и композиции, развивать навыки идейно-художественного анализа драматического произведения, умение характеризовать главного героя и других персонажей, объяснять средства их комического изображения, на примерах произведений И. Карпенко-Карого доказать его драматургическое мастерство в пьесе; воспитывать у учеников достоинство, простоту, щедрость во взаимоотношениях с людьми.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: портрет И. Карпенко-Карого, И. Франко; текст пьесы, фотоиллюстрации к ней; аудиозаписи.

«Мартын Боруля» - одна из наилучших украинских комедий.

И. Франко

Ход урока

I. актуализация опорных знаний

1. Беседа на повторение изученного материала о драме и жанрах драматических произведений

  • Назвать основные черты драматической литературы. (Драматическая литература характеризуется приспособленностью для сценической интерпретации. Основным признаком являются назначения ее для театрального спектакля. Текст драматического произведения распадается на две части - язык героев и ремарки, которые указывают режиссеру на декорации и действия персонажей. Произведение, написанное в форме языка персонажей и ремарок, и является произведением «драматической формы». Это распространяется и на те произведения, которые прибегают к этой форме без расчета на сценическую интерпретацию.) 
  • Назвать ведущие жанры драмы. (Трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия, водевиль, мелодрама) 
  • Какие виды драмы бытовали в прошлом? (Мистерии, миракли, моралите, школьные драмы, интермедии и др.) 
  • Рассказать о развитии драмы в украинской литературе. (В украинской литературе драма появляется в начале ХIХ ст. («Наталка Полтавка» Ивана Котляревского, «Простак» Н. Гоголя, «Чары» Кирилла Тополя, «Черноморский побит» Якова Кухаренко, «Купала на Ивана» С. Писаревского).


Во всех этих произведениях проявились, с одной стороны, черты школьной драмы, вертепа, присущие украинской драматургии предыдущих пор, а с другой - учтен опыт западноевропейской драмы конца ХVIII ст. Идейно-тематические горизонты упомянутых произведений ограничивались кругом любовно-родственных взаимоотношений. Однако, как и в европейской драме, заметными были и шаги к реалистическому отображению действительности. Со временем из-за обстоятельств семейного плана поднимались важные общественные проблемы («Назар Стодоля» Т. Шевченко, «Лимеривна» Афанасия Мирного). С 80-х годов ХIХ ст. наблюдается расширение идейно-тематических горизонтов драмы, появляются произведения из жизни интеллигенции, жителей города, поднимаются проблемы взаимоотношений села и города («Не судилось» Михаила Старицкого, «Пока солнце сойдет» Марка Кропивницкого, «Житейское море» Ивана Карпенко-Карого, «Украденное счастье» Ивана Франко, «Нахмарило» Бориса Гринченко.)

  • Какие бывают жанровые типы драмы как жанра? («Закрытая» и «открытая»)
  • Назвать признаки «закрытой» драмы. (Признаками «закрытой» драмы являются: введение в историю событий и персонажей; однозначная завязка; тесная содержательная связь между сценами; причинно-следственные цепочки и цепочки связей между персонажами; линейное действие; отсутствие изменения места действия, или незначительное изменение; линейная временная последовательность; короткая продолжительность действия; фабульное построение с необходимыми для этого атрибутами - завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой; сохраняется хронология событий и поступков действующих лиц на относительно ограниченном пространстве.)
  • Назвать писателей, которые использовали «открытую» драму. (Иван Котляревский, Григорий Квитка-Основьяненко, Иван Карпенко-Карый, Иван Франко). Существует она и в современной драматургии.
  • Назвать жанровые особенности «открытой» драмы. (Другим жанровым типом является «неаристотеливская», или «открытая» драма. Признаками открытой драмы являются: отсутствие введения; отсутствие однозначной завязки; отсутствие связи или неясная связь между сценами; сцены, связанные фразовыми мотивами, центральным Я, повтором мест; нелинейное действие; отсутствие формально определенных отрезков действия; частое изменение места действия; прерывающая временная последовательность.)

2. Литературный диктант «Да» - «нет»

Правильно ли утверждение?

  1. Настоящая фамилия И. Карпенко-Карого — Иван Афанасьевич Карпенко. («Нет»)
  2. Пьеса, в основе которой лежит острый жизненный конфликт, напряженная борьба и сложные переживания персонажей, но развязка не имеет трагического характера, называется драмой. («Да»)
  3. «Из всего…необходимо пользу иметь, хотя бы зубьями пришлось тянуть — тяни!» — основная мораль Пузырей (Пьеса «Хозяин»). («Да»)
  4. «Наймичка» по жанру — социально-психологическая драма. («Да»)
  5. Семья Тобилевичей — это Карпенко-Карый, Старицкий, Кропивницкий, Заньковецкая. («Нет»)
  6. Язык автора в пьесе называется ремаркой. («Да»)
    1. В пьесе «Наймичка» роль Харитины выполнила М. Заньковецкая. («Да»)
    2. Мартин, Палажка, дочь ее Марися, Николай и наймиты — Омелько и Трофим — персонажи драматического произведения «Мартын Боруля». («Так»)
    3. И. Карпенко-Карый правдиво показал непокоренность народа, его стойкость и несокрушимость в борьбе против своих угнетателей в произведении «Суета». («Нет»)

 

  1. Впервые была поставлена в Ростове-на-Дону труппой М. Кропивницкого при участии М. Заньковецкой пьеса «Савва Чалый». («Нет»)
  2. «Одним из наилучших врачей — работа» — так в письме Карпенко-Карый писал своей жене. («Нет»)
  3. «Целостность драматического творчества Карпенко-Карого наполняет нас чувством удивления для его таланта». Эти слова принадлежат Л. Толстому. («Нет»)

II. Мотивация учебной деятельности учеников. Объявление темы и цели урока

1. Слово учителя

Тематическое богатство, острота художественного видения, углубление в психологию персонажей и мотивированность каждого его поступка в произведениях И. Карпенко-Карого дают основания поставить его имя рядом с такими известными современниками, как Бернард Шоу, Ген-Год Ибсен, Герхард Гауптман, Октав Микро.

2. Беседа по отдельным произведениям драматурга

  • Выясните, в чем суть конфликта в пьесе «Наймичка»? (Конфликт имеет социальную окраску; автор раскрывает ту атмосферу бесправности, унижение и нищенствования бедного народа, среди которого расцветают аморальные, распущенные, лицемерные Цоколи)
  • Что вбирает в себя понятие «честь»? А как же дела с честью у персонажей комедии «Хозяин»? Скажем, у Феногена, Лихтаренко? (Эти люди давно уже потеряли честь и даже не сознают потребности в ней. Вся их жизнь сводится к тому, как бы приумножить свое богатство, где бы украсть, схитрить, иметь выгоду. Феноген и Лихтаренко достойны друг друга своей подлостью)
  •  Живут ли по законам чести представители интеллигенции — учитель гимназии Калинович и молодая просвещенная дочь Пузыря Соня? (Соня и учитель Калинович стремятся к справедливости, содержательности, нужной народу жизни. Тем не менее, есть ряд эпизодов в произведении, когда читателю (зрителю) становится стыдно за поведение этих просвещенных интеллигентов. Обоим персонажам не хватает решительности на пути к той высокой цели, которую они провозглашают. И Соня, и Калинович чувствуют беспомощными идеалистми перед «дикой и страшной» силой Пузыря)
  • В чем трагедия главного героя пьесы «Савва Чалый»? Какой можно сделать вывод? (Вывод: человек, который перечеркнул свое доброе имя изменой народных интересов, лихими поступками - фигура в самом деле трагическая. Особенно это становится понятным с расстояния столетий, которые прошли. Ни внуки, ни правнуки не смогут гордиться своим предком. Это трагедия целого рода, и, в определенной мере, народа. Конечно, с этой точки зрения, личность, которая теряет народное уважение, требует сочувствия, но вместе с тем и осуждения. Это следует осознать каждому человеку).

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Выступление ученика-«литературоведа»

Большим шагом вперед в творческом росте драматурга была комедия «Мартын Боруля» (1886). Биографы писателя указывают, что толчком к написанию этого произведения стала комическая история о домогательстве дворянских прав, которую пережил отец Ивана Карповича - Карп Адамович Тобилевич.