Первоначальное назначение коломыйки - быть припевкой к танцу, но с течением времени оно выходит за пределы этой задачи и становится самостоятельным песенным жанром. Теперь коломыйки большей частью выполняются уже вне танца, как и другие песни. Коломыйки особенно распространены в Галиции, на Буковине, Закарпатье. Свое название они взяли, очевидно, от города Коломыя (Ивано-Франковская область) или от этнографического племени коломыйцев - группы, которая жила на берегах реки Коломыи.

Некоторые ученые выводят это понятие от слова «круг», так как во время танца люди двигаются по кругу, а танец носит название «коломыйка». В одной коломыйке говорится:

Коломыйки запеть, коломыйки играть, Но так же коломыйки хорошо танцевать.

Коломыйка довольно давняя своим происхождением. Этот жанр имел широкое распространение по всей территории Украины. Об этом свидетельствуют рукописные сборники (конца ХVІІ ст.), где имеем законченные образцы коломыйкового цикла. Коломыйковую форму встречаем и в некоторых исторических песнях того времени (о Нечае, Бондаревне и др.), а также в песнях балладных, лирических. Итак, история коломыек доходит в давнее украинское песенное творчество, эти жемчужины украинской песенности бытовали в ХVІІ и на протяжении ХІХ ст., они живут и развиваются и в ХХ ст. как самостоятельный жанр. Серьезные исследования, посвященные этому жанру, принадлежат И. Франко, Ф. Колесси, В. Гнатюку, М. Жинкину, Н. Гринченко и другим фольклористам.

Заданность размера коломыйки (лишь две строки, в которых слова должны

разместиться так, чтобы в каждой строке было четырнадцать составов) оказывала содействие изготовлению лаконизма, постоянных поэтических формул, экономному и точному использованию тропов - черт, присущих мастерски отточенным художественным миниатюрам. Благодаря богатству внутреннего рифмования и ассонансам коломыйки никогда не производят впечатления однообразных.

3.3. Особенности построения этого песенного жанра.

Коломыйки имеют двоплановое строение: образ природы первой строки по аналогии или контрастом усиливает смысловое и эмоциональное значение мысли, высказанной во второй строке. Иногда первая строка выполняет роль традиционного зачина, содержание которого не всегда связано со следующей строкой. В повторах заметна тенденция к избеганию подобных зачинов, которое объясняется публицистическим направлением большинства современных коломыек.

Временами две-три или больше коломыек объединяются в одну песню, которая снова может распадаться на отдельные двустрочные песни.

Тематическая направленность коломыек

Охарактеризовать тематические расхождения жанра коломыек очень тяжело, так как коломыйки перекатываются и мерцают, будто жемчужины рассыпанного ожерелья, и только сведенные в общую систему, которая закаливает их согласно содержанию, они складываются в широкий образ нашей современной народной жизни, безмерно богатый деталями и цветами, где видим слезы, и радость, и заботы и забавы, серьезные мысли и жанры нашего народа в разных его разверстках, его соседей, его социальное положение, его жизнь общественную и индивидуальную от колыбели до могилы, его традиции и верования, его общественные и этические идеалы.

В коломыйках раскрывается мир звонкой красоты, чистых, приподнятых чувств, острот, иронии, шуток - доброжелательных или донимающих, точных наблюдений бытового характера, глубоких социальных обобщений.

В задиристых строфах, которые звучат на молодежных гулянках, осуждается заносчивость, леность, спесивость.

  • Какая девка впереди стоит пышно наряженная,
  • Не берите ее вы, ребята, в танец, пусть ждет господина!

Достается и парням, которые ухаживая за девушками, ищут выгоды, богатого приданного.

Лаконично, но очень выразительно, рельефно изображен будничный и праздничный быт; в коломыйках - припевах к танцу – мелькают детали яркой гуцульской одежды: карданы, платки, вышитые сорочки, писаные ташки, проволочные запаски и т.п.

Как и другие песни, коломыйки воссоздавали общественные и бытовые события своего времени. Те из них, которые лучше всего высказывали думы и стремления трудящихся, были содержательными и поэтическими, сохранялись в памяти народной и в следующие эпохи. Так, к нам дошли коломыйки, сочиненные еще при крепостничестве. Еще больше коломыек сохранилось от более поздних времен, в частности о борьбе трудящихся против угнетателей.

В коломыйках о прошлом народа слышится сетование на подневольную работу, горькую солдатчину, на бедняцкое бесхлебье, вынужденную эмиграцию, протест против крестьянского бесправия, звучат бунтарские мотивы. Наибольший массив представляют песенки, в которых речь идет о личном в жизни людей, их переживаниях, настроениях - это произведения на так называемые вечные темы, одинаково актуальные для разных эпох, но и в них легко уловить признаки времени, так как же человеческие отношения развиваются на фоне определенного семейного и социального быта.

Определенную общность с коломыйками имеют песенки, которые объединяют пение с танцем в круге,- сербские «круг», словацкие «каламайки» и «карички», чешские «к колечку», болгарские «хоро».

Активный процесс создания и функционирования коломыек является свидетельством жизненности этого жанра.

Коломыйки всегда актуальные, злободневные, имеют импровизационный

характер. Знать коломыйки, уметь их сочинять и петь считается почетной похвальной работой. Это гордость и богатство молодежи, особенно девушек. Во многих коломыйках изображается ежедневная семейная жизнь.

В. Г. Гнатюк советовал писателям учиться на коломыйках создавать высокохудожественные художественные образы, используя народный язык, ее характерные обороты, сравнения. Идейно-эстетичные качества коломыек были высоко оценены Лесей Украинкой и М. Коцюбинским. Коломыйки навевали темы, образы, мотивы для многих литературных произведений. Особенно органически они в рассказах и повестях И. Франко, Л. Мартовича.