x x
menu

Классный час на тему свобода и общество, свобода выбора

Свобода и обществоЧеловек давно уже хочет казаться свободным… но все еще не захотел достаточно сильно стать свободным, иметь свободную душу в очищенном от всякой грязи теле.

Может ли свобода быть рабской?

Игра «Похвали меня». Проведите игру (игра 13), выбрав один из вариантов.

Учитель. Нам очень нравится, когда нас хвалят, говорят нам приятные слова. Нам нравится, когда у нас много хороших друзей и все рады нас видеть.

1 участник. Но в жизни зачастую бывает наоборот: нашего общества избегают, нам трудно найти надежных друзей, с которыми нам было бы интересно, на которых можно положиться во всем.

2 участник. Бывает и так, что дружеские отношения легко завязываются, но так же легко и быстро распадаются. Человек, имея множество знакомых и приятелей, в трудную минуту жизни может оказаться совершенно одиноким.

1 участник. Как правило, причины подобных ситуаций кроются не в окружающих, а в нас самих. Очень полезно бывает посмотреть на себя со стороны, определить отрицательные черты своего характера, которые мешают нам в жизни.

Учитель. Этим вы и занимались дома. В этой коробке (показывает приготовленную коробку) собраны все ваши проблемы. Но от проблем надо избавляться. Чем мы сейчас и займемся. А поможет нам в этом игра. Игра «Суд присяжных»

Учитель заранее назначает из числа наиболее активных учащихся «обвинителя» и «судью», подробно обговаривает их роли и действия, остальные участники игры – «присяжные заседатели». В качестве «подсудимых» выступают проблемы. Учитель объявляет о начале суда. «Обвинитель» достает из коробки один из листочков и зачитывает проблему. «Присяжные заседатели» обсуждают оглашенную проблему и предлагают способы ее решения. «Судья», внимательно выслушав все предложения, отбирает самые действенные и конструктивные и выносит «приговор». Так происходит со всеми проблемами, оказавшимися в коробке. Затем учитель объявляет об окончании суда и предлагает после классного часа сжечь эти проблемы.

Учитель. Казалось бы, совсем не совместимые понятия: свобода и рабство. Но давайте не будем торопиться с выводами. Давайте поразмышляем: всегда ли и всякая ли свобода нам нужна? Не получается ли иногда наоборот: стремясь к неограниченной свободе, человек вдруг попадает в еще большую зависимость, становится рабом?

1 участник. Юность – такой период, когда жизнь воспринимается более тонко. То, что раньше не замечалось, теперь становится более значимым. Обычно именно в это время остро встают проблемы. Как найти друзей по душе? Кому можно доверять в этой жизни? Как остаться самим собой? Юность – пора развития характера.

2 участник. Привычки, усвоенные в это время, имеют громадное значение для развития разума, так как самые лучшие дарования могут быть ограничены и ослаблены влиянием скверных привычек. Чем ранее усваиваются такие привычки, тем сильнее порабощают они свою жертву и тем ниже падает она в духовном отношении.

Учитель. Как вы считаете, мы живем в свободном обществе? Можно ли быть свободным от общества? Обмен мнениями.

1 участник. Очень точно об этом сказала Люси Малори: «Общество говорит человеку: "Думай, как думаем мы; ешь и пей, как мы едим и пьем; одевайся, как мы одеваемся, – или будь проклят". Если же кто не подчинится ему, то оно превратит жизнь его в ад своими насмешками, сплетнями, ругательствами и бойкотом. Но мужайся!»

2 участник. Человечество с давних пор борется за свободу, мечтает жить в свободном обществе, не понимая до конца: а каким должно быть это свободное общество? Сравните понятия (вывешивает записанные на бумаге пары): u> Чем отличаются эти понятия, какую из этих свобод вы бы предпочли? Обмен мнениями.

3 участник. Чего же мы добились той безграничной «свободой», которую получили в ХХ столетии?

3 и 4 участники (читают по очереди).

Цена этой свободы: u> Свобода!.. Свобода – это всегда риск. Она позволяет выбирать, но выбор может быть ошибочным. Давайте учиться принимать обдуманные, зрелые решения самостоятельно.

2 участник. Вот парадокс – чем больше человек получает свободы, тем в большее рабство он рискует попасть. Рабство, из которого труднее вырваться, чем из-под родительской опеки, рабство, в котором гибнет много достойных, перспективных людей, в том числе и молодых.

1 участник. Свобода нужна, несомненно. Вопрос в другом – что мы понимаем под свободой? Не принимаем ли мы за свободу рабство в красивой обертке? Здесь можно вспомнить один старый анекдот. Инсценировка

3 участник. Пришло время одному человеку умереть. Приходит к нему Сатана и говорит: «Ты куда хотел бы отправиться: в рай или ад?»

4 участник. «Да я как-то не думал над этим. Не мешало бы посмотреть, как там – в раю и в аду».

3 участник. «Хорошо, – говорит Сатана и показывает человеку рай: тихо, спокойно, музыка красивая льется».

4 участник. «Скучно! А теперь ад покажи».

3 участник. И тут видит человек… ресторан – музыка веселая, еда изысканная, вино рекой, женщины красивые.

4 участник. «Вот это другое дело! Это мне нравится! Отправляй меня в ад!»

3 участник. Подводит Сатана человека к двери с надписью «АД», открывает ее и вталкивает бедолагу в огненное пекло.

4 участник. «Подождите, но мне ведь другое показывали!!!»

3 участник. «А то была реклама…» – усмехается Сатана.

5 участник. В древности народы, выигрывавшие войны, обращали побежденных в рабство: заковывали в цепи, заставляли работать. Люди очень неохотно отказывались от свободы, и любая попытка поработить кого-нибудь встречала сопротивление и протест.

6 участник. Но еще в IV веке жужане – один очень жестокий народ – придумали особо эффективный способ закабаления людей, при котором и рабы сохраняются, и сам факт сопротивления в принципе становится невозможным. Этот способ состоял в том, чтобы сделать из людей манкуртов («ман» – выживший из ума; «курт» – червь, насекомое). Они уничтожали память рабов страшной пыткой – надеванием на голову жертвы шири.

5 участник. Сначала им начисто обривали головы. Затем, забив матерого верблюда, освежевывали верблюжью шкуру и делили ее на куски. Тут же, еще в парном виде, натягивали на обритые головы пленных. Кожа плотно прилипала пластырем наподобие современных плавательных шапочек.

6 участник. Обреченных заковывали деревянной шейной колодой, чтобы не могли прикоснуться головой к земле, отводили подальше в открытое поле, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали там связанными, без воды и пищи. Пытка длилась несколько суток. В живых оставался только один из пяти пленных.

5 участник. Погибали они не от голода и жажды, а от невыносимых, нечеловеческих мук, причиняемых усыхающей, сжимающейся на голове верблюжьей кожей. Сокращаясь под лучами палящего солнца, шири стискивало бритую голову раба подобно железному обручу. Уже на вторые сутки начинали прорастать обритые волосы мучеников. Жесткие волосы, не находя выхода, загибались и снова уходили концами в кожу головы, причиняя еще большие страдания. Последнее испытание сопровождалось полным помутнением рассудка.

6 участник. Тот, кто подвергался такой процедуре, лишался на всю жизнь памяти, превращаясь в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого, не понимающего настоящего, не задумывающегося о будущем. Манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного «я», он был подобен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он не помышлял о бегстве, зато порученное дело выполнял слепо, усердно, аккуратно.

5 участник. Это было жестокое время. То, что делали со своими пленными жужане, внушало ужас даже китайцам, которые известны изобретением многих изощренных пыток. К счастью, это дикое племя было разбито. С жужанами было покончено. Но они оставили после себя не только страшную память, но и страшные знания о том, что людей, молодых, умных и сильных, можно превращать в слабоумных манкуртов, не помнящих прошлого, не понимающих настоящего, не задумывающихся о будущем.

6 участник. Страшная манкуртизация людей, начатая в монгольских степях, нашла свое продолжение в наши дни, и не где-нибудь в затерянных степях, а на улицах современных мегаполисов и деревень.

Множество людей, уже добровольно, поддавшись изощренному обману, теряют память, волю, рассудок, человеческий облик, здоровье, и в конечном счете жизнь.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать