С конца XI столетия в Киевской Руси стало появляться много житийных произведений. Монахи Печерского монастыря, которые были заинтересованы в создании своеобразной церковной истории обители, составили сборник рассказов об учреждении монастыря и его первых деятелях. Этот сборник вошел в историю литературы под названием «Киево-Печерского патерика» и имел важное общественное значение. Его основная часть сложилась в 20-х годах ХІІ столетия из легендарных пересказов, а окончательно оформилась в посланиях Симона, епископа Владимирского и Суздальского, к монаху Киево-Печерского монастыря Поликарпу и в посланиях последнего к печерскому игумену Акиндиану.

На недовольство Поликарпа своим положением простого монаха Симон пишет ответ-послание, где разоблачает честолюбие и еще прибавляет девять отдельных рассказов о печерских чудотворцах и повести о построении главной церкви. Поликарп в ответ на это присылает игумену Акиндиану свое послание, которое тоже сопровождалось дополнением из одиннадцати рассказов о печерских подвижниках.

В середине XIII ст. житийные рассказы, написанные Симоном и Поликарпом, были объединены в отдельный сборник - так возник «Киево-Печерский патерик», который на протяжении нескольких столетий был одной из популярнейший книг. В нем мы встречаем и фантастические, мистические истории, построенные на сказочной основе, и рассказы о разных исторических событиях, политической жизни, монастырском быту, о взаимоотношениях между монастырем и княжеской властью. «Киево-печерский патерик» наш выдающийся историк Михаил Грушевский назвал «золотой книгой украинского грамотного люда» и поставил его в один ряд с «Кобзарем» Тараса Шевченко.