Киево-Печерский патерик как памятка житийной литературы. Рассказ о Прохоре Черноризце

Цель:   ознакомить школьников с памяткой житийной литературы Киево-Печерским патериком, выяснить место его составления; узнать о главных героях шедевра оригинальной литературы; обработать содержание рассказа о монахе Прохоре; развивать культуру связной речи, внимание, наблюдательность, умение анализировать текст по смыслу, строить заключения; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать стремление у учеников познавать историю и культуру украинского народа через искусство слова, уважать праведную жизнь монахов.

Тип урока:     усвоение новых знаний.

Оборудование: сборник «Киево-Печерский патерик», текст рассказа о Прохоре чорноризце, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I.          Организационный момент.

II.        Актуализация опорных знаний.

1. Конкурс «Самый сообразительный».

Класс распределяется на две команды. Выбираются капитаны. В течение 5 минут необходимо подтвердить или опровергнуть предложенную мысль. Результаты работы команд капитаны фиксируют на доске. Побеждает та команда, которая быстрее предоставит правильные ответы.

1.1. Задача к конкурсу.

Команда I.

1.         Нестор пришел в Печерский монастырь, когда игуменом был преподобный Стефан. (Нет).

2.         Одну из редакций «Повести...» сделал игумен Сильвестр. (Да).

3.         Летопись начинается библейской легендой об Адаме и Еве. (Нет).

4.         В «Повести...» не упоминается о княгине Ольге и Феодосии Печерском. (Нет).

5.         Летопись содержит описание неудачного похода князя Святослава. (Нет).

6.         Нестор в произведении делает ударение на давности славянского рода, на его равноправии среди других народов. (Да).

7.         Киево-Печерский мужской монастырь для государства был чем-то наподобие «совести нации». (Да).

8.         В Лавре заложена первая на землях Восточной Украины религиозная библиотека. (Нет).

9.         «Повесть...» - выдающееся произведение мировой литературы. (Да).

10.       Нестор довел записи в летописи до 1051 г. (Нет).

11.       Язык летописи представляет собой смесь текстов, написанных на восточнославянском или старославянском языках. (Да).

12.       «Повесть...» не имеет в своем собрании исторических сказаний, фольклорных и топонимических легенд, обрядовой поэзии. (Нет).

Команда II.

1.         Нестор учился у печерских подвижников телесной и духовной чистоте, глубокому смирению, полнейшему послушанию. (Да).

2.         Упорядочил и дал название летописи новгородский монах-чернец Нестор. (Нет).

3.         Первым годом, который указан в «Повести...», считают 998 г. (Нет).

4.         Летописное произведение заканчивается сказанием о Борисе и Глебе. (Нет).

5.         Одну из редакций «Повести...» создали для Мстислава Мономаха. (Да).

6.         Первоначальный вариант летописи охранится в Киево-Печерской лавре. (Нет).

7.         Изложение в «Повести...» начинается легендой о всемирном потопе. (Да).

8.         Лавра оказывала содействие развитию декоративного искусства. (Нет).

9.         Летопись имеет четкую композицию и сюжетную структуру. (Нет).

10. Рассказ в «Повести...» ведется преимущественно от 3-го лица, но имеют место диалоги, риторические вопросы. (Да).

 11.      В летописи использованы метафоры, сравнения, поговорки, пословицы. (Да).

12.       На страницах «Повести...» осуждается государственная деятельность княгини Ольги. (Нет).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

1.2. Анализ выполненных задач (сжато).

Правильные ответы к задачам обеим командам: Да - 5. Нет - 7.

2.         Беседа с вопросами.

•          Какую литературу называют оригинальной?

•          Что оказывало содействие возникновению Киево-Печерского монастыря?

•          Чем славяне обязаны монаху-чернецу Нестору?

•          В чем заключается мировое значение «Повести временных лет»?

•          Как вы считаете, является ли это произведение актуальным в наше время? Ответ мотивируйте.

3.         «Свободный микрофон»: если вам предложили написать летопись, какую информацию она содержала бы? Свои соображения аргументируйте.

III.       Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV.       Восприятие и усвоение учебного материала.

  • Завистливость не умеет отдавать предпочтение
  • полезному против вредного.
  • Из рассказа о монахе Прохоре...
  • Люби ближнего своего, как самого себя. Матфей; 22:39

2.9.                  Обсуждение идейно-художественного содержания произведения (фронтальное опрашивание).

Вопросы для работы:

•          При каких обстоятельствах человек обращается к Богу?

•          Что он получает от него? («...Заботится Он о роде человеческом и дарит ему полезное, ожидая нашего раскаяния. Насылает Он на нас иногда голод, иногда за нарушение законов Владыки; и этим Владыка наш приводит только наше нерадение к добродетели, бывают отданы за грехи своим злым и немилосердным властителям»).

•          В какие времена происходят события в произведении? («Было это в дни княжения Святополка в Киеве»).

•          Как в начале сказания характеризуется Святополк? («...Много поругания совершал людям этот князь, без вины искоренил многих знатных людей и имения у них отнял»).

•          Каким образом Господь подверг наказанию князя? («И за то попустил Господь, чтобы неверные имели силу над ним: немало тогда войн было с половцами. Были в те времена распри и голод сильный, и во всем была убогость на Русской земле»).

Кто такой Прохор? («В те дни пришел кто-то из Смоленска к игумену Иоанну, желая быть иноком. Игумен постриг его и назвал Прохором. Этот монах Прохор отдал себя на послушание и такую безмерную терпимость, что даже хлеба себя лишил»).

Почему инок отказался от хлеба? Что заменило ему продовольствие? («Он собирал лебеду, растирал ее своими руками и делал из нее хлеб; им и питался. И заготовлял он себе ее на год, а следующим летом собирал новую лебеду. И так всю жизнь свою довольствовался он лебедой вместо хлеба»).

Из-за чего Прохора назвали Лободником? («...Он питался лишь лебедой, не употребляя ни хлеба, кроме просфоры, ни овоща никакого. И никогда не роптал он, но всегда с радостью служил Богу; ничего не боялся, так как жил, будто птица»).

Почему монах стремился быть похожим на птиц? («Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, но Отец ваш небесный питает их. Птиц наследуя, легко одолевал он путь к тому месту, где росла лебеда, и оттуда на своих плечах, будто на крыльях, приносил ее в монастырь»).

Что заставило людей также, как и Прохор, собирать лебеду? Какое благо совершал инок людям в голодные времена? («...Собирал это зелье (лебеду) и, растирая его в своих руках, лепил из него буханки, которые раздавал неимущим, которые изнемогали от голода. Много в этот голодный час приходило к нему, и он всех наделял. И сладким, будто с медом, было для всех то, что он давал. Никому так пшеничного хлеба не хотелось, как этого хлеба, изготовленного руками блаженного из дикого зелья»).

Что было характерным для хлеба, изготовленного Прохором? («И если он сам давал с благоговением, то светлым, и чистым, и сладким был тот хлеб; если же кто-то брал тайно, то был он горьким без меры, будто полынь»).

Почему это потребительское продовольствие имело такие особенности?

Из-за чего один из братьев вынужден был обратиться к игумену Иоанну?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент