x x
menu

Кельтский эпос. Анализ одной из ирландских саг

1.  Кельты

  • · Жили: Шотландия, Уэльс,  Ирландия. Ирландия – центр культуры.
  • · Соц. строй – родовая община (нет гос-ти, «предшествующий» человек)
  • · Религия – друидизм. Друиды стали первыми священниками, записали первые предания (V-VII)
  • · Разные племена: бритты, галлы, кельты-беры
  • · Хорошие воины, но вооружение и организация хуже, чем у римлян и германцев
  • · Наследие: Испания (Галисия), Бретань, Ирландия
    • · первобытный синкретизм (теория Веселовского)
2. Черты мифологического предания

• не было разделения искусств, не было жанров, искусство сливало в себе звук, ритм, слово

• это труд, познание мира и воздействие на него, ритуал

  • · искусство сакрально

• вера в «правильность» искусства, которая может повлиять на мир

• процессом руководил вождь-друид

• сакральный запрет на запись, хотя кельты знали алфавит

  • · миф – оформление этого предания в слове

• миф так же секретен, как искусство

• миф сакрален, лишен подлинного, граница профанного и сакрального постоянно переходится

• категории причины и следствия, бытия, времени и пространства иные. Время не линейно, не однонаправленно, не безвозвратно; время прочно и цельно

• прошлое, настоящее и будущее разделяются, но сосуществуют. У предков учились, а нерожденные дети уже существовали → смерть естественна, это не важное событие, это путешествие в страну мертвых. Нет эмоциональных и психологических моментов. Инициация – встреча с прошлым, передача опыта; новое имя – полноправный член общины. Старина = абсолютная истина, прочность традиций, на них держится мир

• роль человека мала, главное – события, нет этических оценок

3. Ирландские саги:

Саги – прозаические повествования со стихотворными вставками. Уникальны, т.к. в это время везде не проза, а эпос. Рукописные – с VII, не дошли. Дошли – с XII.

  • · героические саги (=ранние саги, VII)
  • · уладский (=ольстерский) цикл

• название ←Ульстер, одно из 5 королевств на территории Ирландии

• Центральная фигура – король Конхобар, главный герой – Кухулин: мифологический герой (рождение, превращения, магическая сила – рогатое копьё кидает пальцами ноги из-под воды) и земной человек (благородный и мужественный). В нём воплощен идеал доблести и нравственного совершенства: великодушен, отзывчив и т. п.

• каждая из саг уладского цикла содержит один или несколько эпизодов, связанных с Кухулином → вместе создают жизнеописание героя («Похищение быка из Куальнге»)

  • · цикл о Финне – на юге Ирландии. Феннии – особое племя свободных воинов.
  • · фантастические саги (цикл о мореплаваниях)

• тема – рассказ о плавании смертного человека в чудесную потустороннюю страну красивых женщин и вечной молодости

5. Особенности стиля:

  • · ясный, четкий
  • · нарядный, украшенный множеством риторических фигур

6. Литературные особенности:

  • · эпический герой однозначен, выражает абсолютную истину. Он как памятник – эпическая дистанция (временная, пространственная), иначе – роман.
  • · эпос существует вне конкретного времени и пространства
  • · герой сакрален: 7 зрачков, от природы разноцветные волосы, прекрасен как эпический герой
  • · незаметная гиперболизация – бросал копьё из-под воды
  • · много батальных сцен

7. Словесные особенности:

  • · ритмически организованная художественная речь ← мягко сочетаются четкий стихотворный ритм и нечеткий прозаический
  • · мнемонические приемы → формулы, модульность. Но это не штампы, т.к. их внутренний смысл обычно меняется
  • · аморфная композиция, бесформенная, может меняться при передаче

Ирландский героический эпос III – VIII

  • · христианизация V не повлияла на кельтское общество
  • · первоначально хранители преданий – старейшины родов, они же жрецы, певцы-заклинатели, колдуны, знахари и судьи, потом: друиды (жрецы-заклинатели) и певцы-рассказчики.

певцы-рассказчики= барды (лирическая поэзия, с музыкой – хвалебные и позорящие песни) и филиды (советники князей и «мудрецы» и рассказчики эпических преданий)

  • · повести – «скелы» - саги (из Скандинавии) – проза со вставками стихов, передавались устно → сохранялся только сюжет, общие места каждый рассказчик придумывал сам
  • · первые записи – VII-VIII – монахами, филидов больше нет. Ирландия не в зависимости от Рима → слабая христианизация → больше признаков язычества, чем в другом средневековом европейском эпосе
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать