Цель:               ознакомить учеников с основными вехами жизненного

и творческого пути драматурга, его связями с «театром корифеев»; добиться осознания многогранности литературной и театральной деятельности; жанрового разнообразия его драматических произведений; развивать навыки выразительного чтения, актерские способности школьников; воспитывать интерес к творчеству художника.

Тип урока:     урок-спектакль.

Действующие лица: Карпенко-Карый, мать, отец И. Тобилевича, Сергей Ефремов, София Витальевна Дитковская, Л. Н. Толстой, П. Саксаганский, И. Франко, Призыв Сердца, Сила Духа, Суд Совести, Рассказчик-Персонаж, М. Рыльский, Афанасий Мирный.

На доске портрет И. Карпенко-Карого, обрамленный рушником. Выставка его произведений и произведений о нем. Фотоиллюстрации «Иван Карпенко-Карый. Жизнь и творчество».

По левую сторону слова:

«...Он был... большим драматургом, которому равного не имеет наша литература»

И. Франко

По правую сторону слова:

Вспомните предков своих,

Чтобы история перед вами не угасла

И золотой нити не потеряйте...

Молюсь за вас.

О. Кобылянская

Ход урока

На фоне музыки (желательно фортепьянной) звучат поэтические строки М. Рыльского, которые он посвятил литературно-мемориальному музею Тобилевича.

Растут дубы, купают в небе ветки, А вокруг, словно веселые дети, Дубки и липки растут густые!..

 

Поет молодежь молодые песни - и, преисполненные любви, Дубы над ней шелестят Марковые.

Призыв Сердца. «Театр!.. Любите ли вы театр так, как я его люблю, т.е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всей неукротимостью, на которую только способна пылкая молодость, жадная и страстная к впечатлениям изысканного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театр больше всего на свете, кроме добра и истины?».

Рассказчик-персонаж. Это выражение В. Белинского часто с увлечением возглашал Карпенко-Карый. Страстными словами великого русского критика он определял основы направления своей жизни, свое творческое призвание.

Действие и «Детство Ивана Тобилевича»

Рассказчик-персонаж. Карпенко-Карый - литературный и театральный псевдоним Ивана Карповича Тобилевича. Родился И. Тобилевич 29 сентября 1845 г. в с. Арсенивцы, бывшего Бобринского уезда на Херсонщине. Детство драматурга прошло при крепостничестве.

Отец. Мальчик слышал в семье о жестокости и произволе господ и их приспешников. Ему и самому пришлось видеть тяжелую работу крепостных на барщине и жестокую расправу над ними на господской конюшне. Страдания крепостных глубоко поражали Ивана, так как и мать его до замужества была крепостной.

Получив начальную грамоту у сельского дьяка, Ивана отдали в трёхклассное Бобринское уездное училище, которое с отличием «за успехи в науках» он закончил в 1859 году. На этом школьное его обучение и остановилось. Умный, способный мальчик мечтал об университете, стремился стать учителем или врачом, но из-за тяжелого материального положения большой семьи пришлось ему в 14 лет перейти на собственный хлеб - взялся за скучную, изнурительную работу чиновника-канцеляриста. Знания сын приобретал своими силами, настойчиво работая над книгой, благодаря чему и поднялся к уровню высокообразованных людей.

Мать. Еще в детстве Иван заинтересовался театральным искусством. Этому оказывали содействие мои волнительные рассказы о спектаклях «Наталка Полтавка», которые приходилось мне видеть в исполнении странствующих трупп. Я «Наталку Полтавку» выучила наизусть. Свое увлечение театром передала и детям.

Рассказчик-персонаж. Итак, не случайно из семьи Тобилевичей вышли еще и такие выдающиеся деятели украинской сцены, как Афанасий Саксаганский, Николай Садовский, Мария Садовская. Оба младших брата и сестра избрали себе театральные псевдонимы Садовские, воспользовавшись девичьей фамилией матери Евдокии Зиновьевны, а Афанасий - псевдонимом Саксаганский - в честь городка Саксагань, откуда мать была родом.

Сергей Ефремов. Отец и мать имели сильные, красивые голоса, поэтому в их доме часто звучала народная песня, которая оказывала содействие созданию атмосферы теплоты и взаимопонимания. Мать и отца здесь уважали так, как испокон века уважали в украинских семьях: дети слушались их советов, дорожили родительской и материнской любовью и поддержкой. Правда, Карп Адамович не очень радовался тем, что дети не на службе, а в «тиятрах», но мирился с этим. Особенно помогал старшему сыну, Ивану, присматривал его детей и хозяйство до последних своих дней.

Действие II

Рассказчик-Персонаж. Две замечательные, самоотверженные женщины сопровождали Ивана Карповича на его нелегком пути, делили с ним счастье и горечь жизни. Первая глубокая и неугасаемая любовь - Надежда Карловна Тарковская.

Карпенко-Карый. Она стала моей второй женой в 1871 году. Оба были страстными театралами, почитателями Шевченковского слова. Сыграли главные роли в первой общей сценической работе «Назар Стодоля», а со временем назвали своих детей любимыми именами - Галя и Назар. А именем любимой жены назвал хутор, заложенный на землях помещиков Тарковских. И по сей день хутор Надежда (Надежда, Надеждовка) является историко-культурным заповедником.

Рассказчик-Персонаж. В первом браке, кроме Гали и Назара, родились у Тобилевичей Юрий и Арина. Но семейное счастье было недолгим. Весной 1881 года от чахотки умирает Надежда Тарковская, а летом 1882 г.- любимая старшая дочь Галя.

Пережить горе, непоправимые потери помогла Ивану Карповичу работа в театре, творческое самозабвение. А еще - София Витальевна Дитковская, которая в июле 1884 года стала его женой.

Карпенко-Карый. Мы встретились с ней в труппе М. Старицкого, куда вошел после освобождения из полиции. Когда же меня обвинили в антигосударственной деятельности и сослали в Новочеркасск, София сама протянула руку поддержки. И я ее с признательностью принял.

Рассказчик-Персонаж. Она была умной женщиной, талантливой актрисой, а для своего мужа - надежным товарищем, помощником и руководителем.

 

София Витальевна. Детям Тобилевича я заменила мать, почтительно относилась к памяти первой жены. Дочери, которая родилась в 1885 году, дала имя младшей сестры Тобилевичей, которую Иван Карпович очень любил,- Мария. Все дети получили хорошее образование: Назар стал инженером-химиком; Юрий учился во Львове (будучи студентом, приятельствовал с семьей И. Франко, некоторое время жил у него на квартире), Арина (Ярина) и Мария получили образование в стенах Парижской Сорбонны. Со всеми детьми у Ивана Карповича были теплые, задушевные отношения. Он искренне проникался всеми хлопотами своих сыновей и дочерей.

Голос Духа. «Одним из наилучших врачей является работа! Не глупая, без цели, лишь бы утомить себя, свободу и независимость!» (Из письма к дочери Ярине, 1903 г.)

Действие III

Рассказчик-Персонаж. Основой жизни и творческих достижений Карпенко-Карого всегда была работа. На нее он никогда не роптал, хотя временами приходилось нелегко. В Новочеркасске работал кузнецом-молотобойцем, потом - переплетчиком, на хуторе Надежда - ловким, влюбленным земледельцем. Любовь к земле у него от деда-прадеда.

Сергей Ефремов. Именно в косовицу и жатву Тобилевич брал отпуск и выбирался в села... Целое лето Иван Карпович работал на земле, как настоящий рабочий, ходил за плугом, косил и делал все работы по хозяйству - и делал это не как дилетант, а как обычный земледелец: косарь из него был в пример даже для соседей-крестьян.

Суд Совести. «Относительно биографии моей…это я ничего не имею от себя добавить, разве то, что я пять лет работал собственными руками и наравне с народом, которое дало мне больше всего способности познакомиться с жизнью, о которой пишу» (Из письма к О. Лотоцкому).

Сергей Ефремов. Пришлось ему таки пахать и засевать - только другое поле, поле украинской драматической литературы и театра... И здесь равных ему не было, хотя сам автор внимательно относился к своей литературной работе и часто говорил: «Пока писал, нравилось, а теперь не нравится». Стремился, чтобы каждая его пьеса была понятна не только интеллигенции, а и простому народу.