Девятый класс - наиболее ответственный и трудный этап школьного курса литературы. Переход от уроков литературного чтения к изучению систематического курса литературы на основе художественно-исторических принципов требует качественно нового отношения школьников к изящной словесности. Девятиклассники-читатели находятся в сложном залоге перехода от преимущественно моральной оценки литературных произведений к их социально-эстетичному осмыслению. Девятиклассникам присущие своеобразные качества, связанные с вековым развитием, вековой психологией, переходом от подросткового возраста к юношеству. Если пятиклассники-шестиклассники отмечаются «наивным реализмом», т.е. слиянием искусства и действительности, эмоциональной целостностью и схематизмом читательского восприятия, то для учеников седьмых-восьмых классов художественный текст интересный настолько, насколько он созвучный с их этическими проблемами в связи с осознанием себя как личности; в школьников стремительно развивается читательское воображение, способность к конкретизации литературных образов. В девятом-одиннадцатом классах школьнике должны осознать исторические и эстетичные связи искусства и жизнь, причинно-следственные связи в произведении и отойти от конкретизации литературных образов.

Соответственно действующему программам объем творческой работы девятиклассника должен составлять 2,5-3 страницы в классах с на украинском языке обучения и 2-2,5 страницы в классах с на русском языке обучения. Среди видов произведений на литературную тематику можно выделить: характеристику героя; анализ отдельного эпизода, картины произведения; сравнительную характеристику образов; анализ произведения или творчества писателя в целом; рассмотрение проблемы, затронутой в произведении или проблематики творчества; выяснение впечатлений и чувств, которые возникли во время прочтения книги. Большей частью при написании таких произведений используется трехчленная форма построения: введение, основная часть, вывод, хотя возможная и другая, оригинальная композиция.

Написания произведения состоит из таких этапов:

  • -   выбор и осмысления темы;
  • - определение основной мысли (что ставишь цель довести, утвердить, одобрить, осудить, в чем убедить);
  • - сбор нужного материала (элементов характеристики героев, фактов, доказательств, наблюдений, обобщений, ассоциативных образов), выписывание соответствующих цитат;
  • - выяснение основного типа речи произведения (рассказ, описание, раздумье) и стиля речи (публицистический, художественный, художественно-публицистический и т.п.);
  • - составление плана (простого, сложного, цитатного);
  • -   написание произведения на черновике и проверка.

Во вступлении в произведение на литературную тему, как правило, характеризуется время, история написания художественного полотна, упоминается автор или характеризуется основная проблема, которую поднимает и старается решить писатель. В основной части произведения-характеристики героя (а также обобщенного образа) описывается: внешность; социальное положение; род деятельности; способности, интересы, увлечения; поступки и действия; отношения с окружающими - родными, близкими, друзьями, сотрудниками, посторонними людьми, врагами; отношение к природе; моральные качества; язык; отношение автора и собственные впечатления того, кто пишет произведение. О моральных качествах героя можно узнать из того, как его характеризуют другие персонажи, из самохарактеристики, из поступков и действий, которые обнаруживают его отношение к окружающим, к окружающей среде, из того, как герой говорит. Анализ эпизода произведения можно сделать: определив его тему; коротко выяснив его содержание; образ (это могут быть также обобщенные образы, например, родной земли, степи, отчей дома, дороги, моря); определив значение эпизода в раскрытии общей темы и идеи; раскрыв роль средств для создания яркой, художественно убедительной картины.

Сравнительная характеристика предусматривает: короткую характеристику объектов сравнения; определение общих черт; выяснение отличий и их причин. При анализе художественного произведения выясняется: литературный вид и жанр; тематика и проблематика; сюжет и композиция; элементы (авторские отступления, вставные эпизоды, обрамления, посвящение, эпиграф); система образов; символика, художественные приемы и средства; значение названия произведения. При анализе творчества писателя в целом: определяется тематика, проблематика произведений, их виды и жанры; делается обобщенный анализ произведений за темами и жанрами (особенно в поэзии) с примерами, цитированием; выясняется соответствие содержания и формы; определяются средства, приемы, которые чаще всего использует автор. Произведение девятиклассника может быть посвящено и рассмотрения отдельной проблемы, освещенной в отдельном произведении, в произведениях одного или нескольких писателей. Легчайшим и тяжелейшим одновременно есть написания произведения типа «Мои мысли по поводу прочитанного и впечатление от прочитанного...» и произведения, связанные с проблемными вопросами. Эти работы требуют не только знания литературного материала, а и умение формулировать свои мысли, находить ассоциативные связи, параллели, аналогии в реальной жизни, применять собственный жизненный опыт, передавать свои впечатления.

Структура основной части произведения, в основе которого собственные наблюдения, мысли и впечатление от прочитанного, может быть такой:

  • -   которые эпизод(и), образ(и), проблема(и) привлекли внимание и чему;
  • -   что привлекает больше и чему - содержание или форма;
  • - с чем ассоциируется, с каким фактом, явлением, наблюдением из собственной жизни перекликается произведение, проблема;
  • -   какое расположение духа вызывает, к каким выводам подводит.

В выводе произведения любого вида подытоживается сказанное, выясняется значение образа, темы, проблемы, творчества писателя, его место в литературном процессе; отмечается художественное мастерство; высказываются собственное отношение к прочитанному, впечатление, которые справил произведение в целом. В произведении на литературную тему мысли должны излагаться в логической последовательности, без повторов слов и выражений; утверждения должны быть аргументированными. Цитаты используются умеренно, они должны быть небольшими по объему, точными, точными и отвечать оригиналу. Произведение может иметь эпиграф - высказывание известных людей, которое ассоциируется или перекликается с основной мысленным взором или проблемой, затронутой в творческой работе ученика.