x x
menu

Как научиться писать сочинения в 11 и 12 классах

На уроках развития связной речи старшеклассникам предлагается научиться писать сочинения, более сложные, чем в предыдущих классах, за жанрами и видами. Это отклик о произведении искусства, статья в газету на морально-этическую тему, произведения на общественные и морально-этические темы. Написание таких произведений помогает проявить широту мировоззрения, эрудицию, оказывает содействие развитию самостоятельности мышления, требует знаний особенностей данного вида высказывания.

Объем произведения в десятом классе: 3-3,5 страницы в классах с на украинском языке обучения и 2,5-3 страницы в классах с на русском языке обучения; в одиннадцатом классе: 3-3,5 страницы в классах с украинской и на русском языке обучения. Отзыв о произведении искусства (книгу, спектакль, кинофильм, картину, скульптуру и др.) - это анализ содержания произведения с высказыванием собственных впечатлений от прочитанного, увиденного или услышанного и их оценкой.

Отзыв о произведении художественной литературы имеет такой общий план:

  • Название, автор.
  • Тема и основная мысль произведения.
  • Где и когда происходят события, изображенные в произведении?
  • Какие места в книге справили на вас наибольшее впечатление?
  • Кто из героев особенно понравился и чему?
  • Язык произведения (что запомнилось, показалось необыкновенным, оригинальным, интересным).
  • Чем обогатила вас книга, которые раздумья вызвала?
  • Какую роль сыграли иллюстрации, предисловие, послесловие для лучшего понимания произведения?

Отклик о картине строится так:

  • Название картины, имя художника.
  • Жанр картины (пейзаж, портрет, баталия, сюжетная картина, марина, натюрморт).
  • Замысел художника, содержание картины или как изображено на картине место и время события.
  • Кто или что изображено на первом плане картины, на втором? Главный персонаж картины, его внешний вид.
  • Средства художественного изображения: композиция картины, использование контрастов, тонов, полутонов, колорит (общий характер объединения цветов в произведении искусства - яркий, тусклый, холодный, темный и др.), значение освещения.
  • Как воплощенный идейный замысел, которая ведущая мысль произведения?
  • Расположение духа картины, впечатление от мастерства художника.

Рецензия о кинофильме может быть построен так:

  • Название киноленты, авторы сценария и режиссеры-постановщики, киностудия, время выпуска.
  • Тема и идея.
  • Ведущие актеры, впечатление от их игры.
  • Наиболее яркие эпизоды.
  • Общее впечатление от кинофильма, его оценка (экранизацию литературного произведения необходимо сравнить с самым произведением).

Отзыв о скульптуре имеет такой план:

  • Название скульптуры, ее автор, материал.
  • Где находится (город, село, местность, окружение).
  • История создания скульптуры, сведения о герое, который стал скульптурным образом.
  • Центральная фигура или общий вид композиции, скульптурной группы, постамент.
  • Характер линий, художественный стиль.
  • Впечатление от скульптуры (что принуждает остановиться).

Как написать отзыв о произведении искусства? Во-первых, следует избрать тот вид искусства, с которым осведомленные лучше всего, что нравится более всего. Во-вторых, необходимо знать соответствующую терминологию. Так, при написании отклика о произведении художественной литературы следует помнить, что такое сюжет, композиция, приемы, средства создания комического, лирический герой, художественные средства, тема, идея; во время работы над откликом о картине необходимо умело использовать такие сроки и понятие: жанр картины, техника выполнения и материалы, колорит, тоны и полутоны, контраст, светотень, композиция, первый, второй, план, фон, характер наложения красок и др. При создании отзыва о спектакле целесообразно поинтересоваться значением таких слов: действие, картина, либретто, увертюра (для оперы), декорации, режиссер, сценический замысел, сценические эффекты, главные и второстепенные роли, аншлаг, актерское мастерство, премьера, условность, партер, ложи, суфлер и др.

Рецензия о кино- или телефильме требует знания понятий: автор сценария, режиссер-постановщик, тема, идейный замысел, каскадер, комбинированные съемки, монтаж, компьютерная графика, прообраз, дублер, спецэффекты, вхождение в роль, консультант.

При написании отклика о скульптуре автор высказывания должен знать о композиции, конфигурации, постаменте, точках опоры, силуэт, барельеф, контраст, игру светотени, детали, материалы - мрамор, бетон, бронзу и др.

Статья в газету на морально-этическую тему имеет свои особенности. Прежде всего необходимо избрать тему, которая должна быть современной, актуальной и интересной читателям определенного круга (по возрасту, социальным положением, профессией или вкусами, убеждениями). Необходимо придумать интересный, яркий заголовок, который сразу привлек бы внимание читателей. Статья в газету на морально-этическую тему пишется за образцом сочинения размышления: выдвигается тезис (тезисы), который автор хочет довести или опровергнуть, дальше идет самое доведения с помощью весомых фактов, аргументов, интересных примеров из жизни, собственных наблюдений автора. В конце делается вывод, в котором подается идея статьи, то, на что автор направляет мысль читателя, которые чувства и соответствующие действия хочет вызвать. В газетной статье не допускается больших по объему общих раздумываний о всем и ни о чем конкретно. Факты должны быть достоверными, правдивыми, источника информации - надежными, так как автор за них отвечает. Если в статье называются конкретные лица, следует быть особенно осторожными и тактичными в своих оценках, их выражении, чтобы не обидеть человека, не поставить ее в неудобное положение (должен быть разрешение этого лица на упоминание его имени). Это касается не только каких-то отрицательных явлений, фактов, а также и положительных.

Старшеклассники уже имеют определенные привычки написания произведений на общественные и морально-этические темы. Специфика их создания в 10-11 классах состоит в потому, что темы избираются серьезные и целиком «взрослые», суждение основываются не только на собственных впечатлениях и наблюдениях, а и подтверждаются более или менее объективными источниками: результатами социологических исследований, тестами психологов, примерами из художественной литературы (как обобщенного, типичного отображения жизни), прессы, телевидение, цитатами из высказываний известных авторитетных людей. Произведение такого плана требует хлопотливой работы в подборе соответствующего материала, умении систематизировать и обобщать, строить логические заключения, уметь находить ассоциативные связи, активизировать творческое воображение и фантазию.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать