А сейчас мы обратимся к песням. Конечно, не к современным. Мы не будем слушать ни «рок», ни «рэп», ни «металл», ни даже «попсу», а просто немного почитаем исторические песни, так как, конечно, услышать их сейчас практически невозможно. Что же такое исторические песни? Это эпическое или лиро-эпическое произведение, в котором рассказывается о настоящих событиях и исторических лицах, раскрывается идейно-эмоциональное отношение народа к ним. В исторических песнях часто воспеваются безымянные герои, но их деятельность связана с конкретным историческим периодом. Как известно, народ испытывал тяжелые бедствия от турецко-татарских захватчиков, и это ярко отразилось в песнях. «Погибли побережцы в неравном бою, но не сдались врагу». Популярной была и песня о Байде «В Царьграде на рыночке». Вспомните в произведении и песни, посвященные освободительной борьбе 1648 - 1654 г.г. Богдан Хмельницкий как гетман и полководец выступает в исторических песнях в органическом единстве с народными массами. Он хорошо понимал стремление народа и добивался реализации этих стремлений. Итак, во время написания произведения, сумейте соединить думы с песнями. Не пишите о тех песнях и думах, содержание которых вы точно не знаете. Во вступлении можете обратиться к истории украинского народа, рассказать какой тяжелый путь он прошел. Заметьте, что трагические и героические события эти были отражены в думах и песнях. В выводе желательно было бы написать о вечности песен и дум, которые символизируют героический дух нашего народа. Надо высказать и свое отношение. Но не надо преувеличивать, говоря: «Мне так понравились думы и песни, что я их никогда не забуду, да еще и буду петь их своим детям!» Это не совсем удачный вариант. Лучше написать, что героические думы и песни - это историческое достояние народа украинского, который будет всегда их помнить и уважать.

Уважаемые друзья, конечно же, Вам нравится путешествовать. Так давайте же посетим  Тухольщину, окажемся в далеком прошлом, в ХШ столетии, когда происходила кровавая борьба между Киевской Русью и монголо-татарами. Вообразите себя гражданами Тухольськой республики, которая по-настоящему беспокоится о каждом из своих граждан, которая решает все вопросы по справедливости. Для вас это удивительно? Но не забывайте, что это была седая давность, да еще и события происходили в затерянном среди карпатских лесов поселке. Интересно то, что село Тухля в самом деле существует, расположено в живописной, заросшей густыми лесами местности, недалеко от города Стрый на Львовщине. Как вы думаете, откуда пошло такое название? В одном из пересказов оно связывает с гибелью большого количества ордынцев, от которых по всей окраине шел плохой (тухлый) запах.

Известно, что во время похода 1241 года орда проходила через местности, описанные в повести, но в летописях нет ни одного упоминания о гибели вражеских отрядов. Откуда же Иван Франко взял материал для написания произведения? Конечно ж, из народных пересказов, легенд. Теперь, я думаю, вы ощутили то романтическое и героическое настроение, которое властвовало в XIII столетии. Почему романтическое? Потому, что повесть Ивана Франко несет в себе элементы романтизма. Какие же? Герой романтического направления - человек сильной воли, большой страсти, богатой духовной жизни. А самые романтические произведения, как правило, писались на исторические темы, рассказывали о героическом прошлом украинского народа. Мне кажется, что повесть «Захар Беркут» - наилучший пример романтического видения мира. Думаю, вы со мной согласитесь.

Вам надоело уже читать об этой повести? Но, вы же любите приключения, где имеются сложные испытания, опасные ситуации, рискованные поступки. Все это есть в произведении И. Франко. Вспомним хотя бы сцену охоты (Мирослава и медведица), переход боярской дочери на сторону тухольцев, картину потопления монголов, волшебное спасение Максима. Чем не приключенческое произведение? Конечно же, там нет ни героев-суперменов, кого-то наподобие Арнольда Шварценеггера или Джеки Чана, нет ни современной боевой техники, которая сразу выбивает Мозг, нет инопланетных кораблей, которые неожиданно могут украсть человека... Но есть героизм, любовь к родному краю, справедливость, чего так не хватает нашей современности. Повесть Ивана Франко, как вы, наверное, заметили, не очень легко читается. В ней много архаизмов и диалектизмов. Иван Франко для того чтобы убедительно передать описания быта, обычаев предков, обращается к архаизмам. А диалектизмы - свойство его авторского языка, ведь во времена Франко единой литературной нормы не существовало. Диалектизмы - это слова и выражения местного говора.

Еще одной из особенностей повести Франко «Захар Беркут» является обращение к символам. Это не те символы, которые присущи современным панкам, сатанистам и другим «истам». Франко говорит совсем о другом. У него символ заключается в замене названия жизненного явления, понятия или предмета условным названием, знаком, что имеет что-то общее с ним. Какие вы нашли символы, читая «Захара Беркута»? Конечно же, это Сторож - величественный каменный столб, который свисал над тухольськой долиной. Царь великанов, этот «святой» камень является своеобразным олицетворением жизни - врагом богини смерти Мораны. Тухольцы его праздник уважают, «каждую весну делают ему венки из красного огонька». Это их тухольський сторож. Он «следил за входом в тухольськую долину» и своим могущественным телом «готов был упасть на каждого, кто с вражеским намерением вторгся бы в сию тихую долину...».

Основным жизненным призванием Захара Беркута была работа на пользу народа. Даже в преклонном возрасте Захар активно участвует в жизни общины, помогает своим опытом, врачебными знаниями. Если говорить по-современному, то он был и оратором, и психологом, и врачом, и инженером-строителем, и дипломатом и стратегом. И все это не только благодаря врожденному дарованию, а и настойчивости и неутомимости в познании (как у самого И. Франко). Борьбе за сохранение единства людей Беркут посвящает всю свою жизнь. Перед смертью он видит победу того дела, которому отдал все свои порывы, все силы - стойкость общины, ее сплоченность побеждают значительно более сильного врага. Уважаемый, с печатью старости, но бодрый духом, ясным умом - таким выступает Беркут в трудные часы нападения ордынцев. Вспомните эпизод, в котором рассказывается о его безоговорочной готовности пожертвовать сыном во имя добра для всех. Он говорит о мудрости и патриотизме Беркута. Захар понимает, что, пощадив во имя спасения Максима хотя бы нескольких врагов, он сделает зло для своего народа. Вы представили себе образ Захара Беркута? Чудесно. Так вот, вы можете, например, написать такое произведение: Захар Беркут - патриот своей земли, но замечательной давностью веет от повести Ивана Франко «Захар Беркут».