Ход урока.

І. Комментирование задач для контрольной работы и их оценивание.

Определите жанр произведения. Докажите свою мысль. Если сможете, назовите произведение и его автора (4 балла).

Для І варианта.

1. «Я видел, что составитель криптограммы нарочно писал эти слова для того, чтобы тяжелее было ее разгадать. Ну, а когда за такое дело берется кто-то не
очень смышленый, он почти непременно переборщит. Там, где ему встретятся  конец предложения или слова, он позарез попытается дальнейший знак поставить как можно ближе к предыдущему. Вот присмотритесь к криптограмме, и вы легко заметите пять таких мест.
В связи с этим, я так разделил текст:

“Хорошее стекло в Епископовом заезде на чертовом насесте - двадцать один градус и тринадцать минут - север - север - восток - главный сук седьмая иголка восточную сторону - стреляй из левого глаза мертвой головы - прямая линия от дерева через выстрел на пятьдесят футов”.

—Тем не менее, мне совсем не отнюдь не стало более понятным,- сказал я.

—В первые дни мне также,- ответил Легран.- А тем временем я принялся расспрашивать каждого, не знает ли кто вблизи салливанового острова здания под названием “Епископов заезд”. Ничего не узнав, я уже был намерен расширить круг поисков обследований и вести их систематичнее, когда одним утром мне пришло в голову: а может, этот “Епископов заезд” как-то касается давнего рода Бисконов, что когда-то давно владел старинной усадьбой...».

(Детектив, Э. По «Золотой жук»).

2. «Много придворных отвернулись от него и в глубине души были
удовлетворенные, что император рассердился на него. Это и понятно! Ведь он
был простой корабельный врач, и придворные обиделись, что <...> предоставили
титул нардака. И был еще один слой, который ненавидел его,- торговцы».

(Сатирическое произведение, Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»).

Для ІІ варианта.

1. «<...> лег и с лупой в руке принялся ползать по полу, тщательно осматривая все щели между досками. Так же внимательно он обследовал и деревянные панели на стенах. Потом подошел к кровати и некоторое время рассматривал его и стену, возле которой она стояла. В конце концов, взялся за шнур звонка и с силой дернул за него.

—А звонок фальшивый,- промолвил он.

—Разве не звонит?

—Нет, шнур даже не прикреплен к проводу. Это очень интересно. Смотрите, он привязан к крюку вон там, в самый раз над тем маленьким душником.

—В самом деле, чистенькая бессмыслица. А я и не заметила этого.

—Очень удивительно,- бормотал <...>, теребя за шнурок.

—Кое-что в этой комнате предрасполагает к себе внимание. Например, каким дураком должен был быть строитель, чтобы вывести душник в соседнюю комнату, когда ничуть не тяжелее было вывести его на свежий воздух!».

(Детектив. А Конан Дойл «Пестрая лента»).

2. «- Нет, это не генеральский... - глубокомысленно заметил городовой.- У генерала таких нет. У него все больше легавые.

—Ты это наверное знаешь?

—Наверное, ваше благородие...

—Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а это - черт знает что! Ни шерсти, и внешне... падаль да и только. И такую собаку держать? Где же у вас ум? Если бы встретилась такая собака в Петербурге или в Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы на закон, а вмиг - не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить! Пора...

—А может, и генеральский... - думает вслух городовой.- На морде не написано... Это как-то во дворе у него такого видел.

—Конечно, генеральский! - говорит голос из толпы.

—Гм... Одень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветер дуновение... Морозит.... Ты отведешь его к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал... И скажешь, чтобы его не выпускали на улицу... Он, может, дорогой, а если каждая свинья ему в нос папиросой будет тыкать, то может и испортить. Собака - нежное животное... А ты, болван, опусти руку! Незачем своего глупого пальца выставлять! Сам виноват!...».

(Сатирическое произведение. А. Чехов «Хамелеон»).

II.  Самостоятельная работа с задачами.

III.  Домашняя задача.

Если вы правильно выполнили задачи, вы уже имеете 10 баллов. Но можно получить не просто отличную, а суперотличную оценку или повысить свою оценку за всю тему, если выполнить задачу последнего творческого уровня.

Нужно написать фрагмент (не меньше 1 страницы) сатирического или детективного произведения (по собственному выбору) и защитить свой проект, доказав, что это произведение избранного жанра.