Как на уроке читать текст драматического произведения?

Слово драматурга - звучащее слово. Оно рассчитано на произнесение. В чтении реализуются заложенные в тексте мысли, чувства, настроения героев. Поэтому при изучении драматического произведения учителю необходимо самому прочесть отдельные сцены или предложить ученикам прослушать отрывки из звуковых записей спектаклей.

Читая текст драматического произведения, учитель как бы от третьего лица воспроизводит содержание диалогов, обозначая легкими изменениями интонации, кому принадлежит та или иная реплика. Внимание учителя должно быть направлено не столько на создание внешней характерности речи действующих лиц, сколько на раскрытие её внутреннего подтекста. В этом отношении чтение текста драматического произведения близко по своему характеру к чтению диалогов эпического произведения.

Более соответствует природе драматического произведении прослушивание звуковой записи спектакля. Практикуемое иногда учителями прослушивание спектакля на внеклассных занятиях утомительно для учеником и не приносит хороших результатов. Более целесообразно включить прослушивание отрывков в общую систему классной работы над произведением. Проводя затем анализ текста, учитель обратит внимание учеников на то, как в чтении артистов раскрывается духовный облик героев.

Грубую ошибку допускают те учителя, которые начинают работу над драматическим произведением сразу с чтения по ролям. Такое чтение, даже если роли распределены заранее и ученики имели возможность к нему подготовиться, не приносит положительных результатов. Мало плодотворно и чтение отрывков вслед за их прослушиванием в исполнении артистов. В этом случае ученики обычно копируют интонации чтецов, не говоря уже о том, что такое чтение требует значительной затраты времени. Более целесообразно, приступая к изучению текста, предложить ученикам прослушать начало пьесы, познакомить их с характерами героев, с особенностями стиля автора, ввести в эмоциональную атмосферу пьесы и лишь затем обратиться к чтению по ролям.

Подготовка учеников к чтению по ролям не является обособленным, замкнутым в себе элементом урока. Она органически входит в анализ текста. Важнейшие элементы этой подготовки — анализ жизненных позиций героев, создание в воображении учеников зрительных образов, работа над подтекстом, наблюдения над особенностями речи персонажей. Большое значение имеет .также постановка перед чтецами «действенных задач». Действенная задача — это стимул, побуждающий артиста или чтеца «действовать» определенным образом, внутренняя пружина его «поведения». Чтобы определить действенную задачу, необходимо выяснить цель, которую ставит перед собою герой, проследить за линией его поведения на протяжении пьесы.

Так, внимательно проанализировав текст «Грозы», мы установим, что действенная задача при чтении роли Кабанихи — привести к покорности всех домочадцев и прежде всего строптивую Катерину; действенная задача исполнительницы роли Катерины — отстоять свое право на свободу и счастье; действенная задача ученика, читающего роль Тихона, — угодить маменьке и в то же время вырваться из-под её опеки; действенная задача читающего роль Кулигина — убедить жителей Калинова в необходимости жить по справедливости, рассеять тьму невежества и т. д.

  • После чтения необходимо оценить каждого чтеца. Главные критерии оценки:
  • Осуществление действенных задач.
  • Воплощение в чтении особенностей характера героя, его внутреннего состояния в данном эпизоде.
  • Раскрытие подтекста.
  • Техника чтения (паузы, логические ударения,
  • темп речи и т. д.).

И все же ни рассказ учителя о театральном исполнении пьесы, ни прослушивание звуковых записей спектакля, ни чтение пьесы по ролям не могут заменить впечатления от просмотра спектакля. Конечно, при организации такого просмотра учитель встретится с определенными трудностями. Пьесы «Гроза» и «Бесприданница» ставятся на сцене театров сравнительно редко. Однако на помощь учителю придут кино и телевидение. Та и другая пьесы экранизированы. Учитель может воспользоваться также учебным кинофильмом «Драматургия А. Н. Островского», в который включены фрагменты из этих пьес.

Углубленному анализу текста драматического произведения способствуют различные виды письменных работ учащихся — изложение того или иного эпизода пьесы в повествовательной форме, режиссерский комментарий к тексту, рецензия на спектакль или киноэкранизацию и т. п. Составляя режиссерский комментарий к тексту, ученики нарисуют отдельные мизансцены, раскроют подтекст реплик, определят действенные задачи чтения роли.

Такие формы работы, как обсуждение спектакля или его звуковой записи, рассказ об игре выдающихся артистов, помогут ученикам глубже проникнуть в мир художественных образов пьесы, войти в её атмосферу, не только понять, но и почувствовать каждое слово писателя. И все же учителю необходимо помнить, что предметом изучения в школе является сама пьеса, а не её сценическое воплощение. В школе между, тем иногда просмотр спектакля или даже киноэкранизации заменяет вдумчивое чтение текста, а обсуждение пьесы ведется только на основе впечатлений, полученных от спектакля. Ученики должны осознать, что пьеса и спектакль по пьесе — самостоятельные художественные произведения, для каждого из них характерны свои, специфичные для данного вида искусства средства раскрытия идейного замысла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент