x x
menu

Изображение Отечественной войны 1812 в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Отечественная война 1812 года - справедливая национально-освободительная война. Чувство любви к родине, которое охватило все прослойки населения; простые русские люди, что оказывают сопротивление врагу -  крестьяне Карп и Влас, старостиха Василиса, купец Ферапонтов. В дни всенародного бедствования действовали из корыстных побуждений; придворная петербургская жизнь, когда враг был в Москве - баллы, французский театр, интриги; «патриотизм» московских аристократов - вместо французских кушаний ели русские щи, за французские слова - штраф; граф Ростопчин, что не организовал пополнения для армии Кутузова; карьеристы - иностранные генералы типа Вольцогена. Трутневы представители армии - штабисты Несвицкий, Друбецкой, Берг, Жерков.

Главная роль народа в войне против французских завоевателей. Русские партизаны и их командиры Денисов и Долохов; мужик Тихон Щербаков - типичный образ партизана; Платон Каратаев - олицетворение всего русского.

Бородинская битва - кульминационный момент Отечественной войны. Массовый героизм народа; и солдаты, и офицеры воевали не за Георгиевские Кресты, а за родину; моральная стойкость защитников батареи генерала Раевского; удивление Наполеона мужественным сопротивлением русских войск; результаты и значения Бородинского боя - россияне одержали моральную победу над войском Наполеона. Влияние моральной стойкости армии, духа войска на финал военных действий. (Со стороны французов война имела захватнический характер, а со стороны русского народа она была национально-освободительной.

Идейные поиски Андрея Болконского. Примерный план.

I.          Время, изображенное в романе Л. Н. Толстого

II.        Жизненный путь Андрея Болконского - путь неординарной личности, которая мыслит и не ищет большака.

  • Разность между князем Андреем и другими представителями высшего мира:
  • а)         начало службы - из низших чинов;
  • б)        отделенность от всех, пренебрежительное отношение;
  • в)        искреннее, теплое отношение к Пьеру;
  • г)         разговор на близком ему  русском, а не на французском языке.

2.         Желание пойти в армию, поиски «своего Тулона» как усовершенствование, испытание своего офицерского назначения.

3.         «Видел свой главный интерес в общем движении военного действия»:

  • а)         отцовское напутствие («Если тебя убьют, мне, старому, больно будет, а
  • если ты поведешь себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно»);
  • б)        ответ адъютанту, что смеялся над побежденным генералом («Или мы
  • офицеры, которые служим своему царю и родине и радуемся общему
  • успеху и грустим по поводу общей неудачи, или мы прислужники,
  • господским делам»);
  • в)        поведение Андрея на батарее капитана Тушина и победа над собственным
  • страхом;
  • г)         подвиг во время Аустерлицкого боя (высокое небо - символ достигнутого).

4.         Падение кумира, изменения в жизни, которые приводят к заключению в домашнем круге.

5.         Разговор с Пьером на пароме - пробуждение к жизни и деятельности (снова - высокое небо). Символический образ дуба для понимания изменений в жизни князя Андрея «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не только для меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всем оно отражалось и чтобы все они жили со мной вместе!»

I.         Начало обновления князя Андрея:

  • а)         переведение богучаровских крестьян в свободные земледельцы;
  • б)        участие в работе комитета Сперанского и отказ от нее (как только осознал нецелесообразность деятельности);
  • в)        влюбленность в Наташу («Надо жить и быть счастливым»).

8.         Трагический конец отношений с Наташей, духовный кризис (небо превратилось в потолок, который давит; осторожное отношение к репутации девушки: ищет собственного повода в дуэли с А. Курагиным).

9.         Новый этап в жизни князя Андрея (война 1812 года возвращает его к деятельности)

  • а)         восприятие нападения французов на страну как личное бедствие («Имел счастья
  • не только принимать участие в отступлении, а и потерять в этом отступлении все, что
  • имел самого дорогого, не говоря об имениях и родительском доме... отца, который умер от горя». Чувство причастности к общей судьбе народа: «Я смоленский»);
  • б)        отказ быть адъютантом у Кутузова (пренебрежение к личному признанию,
  • стремление служить родине: «Я имею честь служить здесь в полку»);
  • в)        признание князя Андрея простыми солдатами и младшими офицерами,
  • его умение ценить и понимать их («Наш князь» - так считает Тимохин
  • и вся армия);
  • г)         отношение к врагу без компромиссов («Французы разрушили мой дом и
  • идут разрушать Москву, и обидели, и обижают меня каждый миг. Это
  • мои враги»);
  • д)        поведение на Бородинськом поле («считал своим долгом пробуждать мужество солдат»);
  • е) умение извинить личное оскорбление (после того, как Анатоля Курагина ранили в Бородинськой битве).

10.       Через высокие стремления - к пониманию желаний и радости других:

  • а)         сцена благословения его княжной Марией;
  • б)        впечатление от разговора Наташи с Соней в месячную ночь;
  • в)        девушки с неспелыми сливами;
  • г)         воспоминания о Наташе.

II.        Приход к пониманию главного в жизни (извинение Наташи и большая любовь к ней).

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать