x x
menu

Изложение романа Зигфрида Ленца «Урок немецкого»

Сходную позицию занимает его младший современник Зигфрид Ленц (род. в 1926 г.), автор романов «Урок немецкого» (1968), «Живой пример» (1973), «Краеведческий музей» (1978), развивающий в своем творчестве тему личной ответственности несколько по-иному, но не менее настойчиво. Подросток Зигги Иепсен, герой романа «Урок немецкого», попадает в исправительную колонию для несовершеннолетних. На уроке словесности воспитанникам колонии предлагают написать сочинение на тему «Радость исполненного долга». Обдумывая задание, Зигги вдруг решает написать о пережитом и, начав писать, уже не может остановиться. Он не укладывается ни в рамки урока, ни в рамки целого школьного дня; ему

запрещают выходить из камеры,  ,  и он пишет  его много  часов,  дней,  не сочинение и составляет большую часть текста романа. Зигги рассказывает о своем родном селении Ругбюль, рш положенном где-то на севере Германии, о его нетороилинык обитателях, об отце, полицейском участка, о матери, фанатично верящей нацистской лжи и готовой пожертвовать ради фашист ских доктрин даже собственным сыном, о старшем брате Клаусе, дезертировавшем из гитлеровской армии и выданном властям родителями, о художнике Максе Людвиге Нансене, земляке и друге семьи, и о том, как Иепсен преследовал Нансена, слепо подчиняясь приказу полицейского начальства.

Герои романа - люди из народа. Большинство из них не дает отравить себя нацистской ложью, им присуща мудрость, они умеют отличать добро от зла, жизнь истинную от мнимой. Тема романа - «противостояние фашизму со стороны немецкого духа, немецкой культуры» (Д. Затонский), культуры глубинной, ставшей неотъемлемой частью народного сознания. Так, Зигги - деревенский мальчик, но он любит и чувствует живопись сильнее и глубже, чем многие его сверстники из состоятельных буржуазных семей. Особую роль в романе играет пейзаж - просторы северного моря, песчаных дюн, полей, болот, шум северного ветра, крики птиц. Во всем этом есть масштабность и сила, есть жизнь, которую нельзя уничтожить. Новое развитие получает в романе традиционная для немецкой литературы тема искусства. Нацисты запрещают Нансену писать картины, потому что он не пожелал работать по их указке. Полицейский Йепсен так ревностно следит за тем, чтобы этот приказ выполнялся, что реквизует даже чистую бумагу, всерьез восприняв ироническую, хотя и полную скрытого смысла реплику Макса, что это не просто бумага, а «невидимые картины».

Зигги любит родителей, но он видит бесчеловечность их действий, и, "с болью в сердце, преодолевая привычку к сыновнему послушанию, вступает по сути в борьбу и с матерью и с отцом. Он пытается спасти от гибели брата, уберечь от уничтожения картины Макса Людвига Нансена. По своему разумению всеми доступными ему, подростку, средствами он защищает от сил смерти и самую жизнь, и искусство, которое тоже есть жизнь. Страх за сохранность жизни, чувство, что именно он должен оградить ее от нависшей над ней опасности, сохраняются в Зигги и после краха фашизма, когда ни его брата, ни Макса Людвига Нансена больше уже никто не преследует, когда Максу, напротив, оказывают всяческий почет и устраивают выставку его картин. Но Зигги проницательно угадывает, что опасность  не  миновала,  а  лишь затаилась.  Он выкрадывает картины Макса из музея, чтобы спасти их, и попадает в колонию.

Все то, о чем рассказывает Зигги, как и все то, что автор рассказывает о нем, соотносится в романе с проблемой долга. В сущности, сквозь весь роман проходит спор о долге. В многократных эпизодах прямых столкновений между полицейским | и художником спор этот дается подчеркнуто, обнажено.

Долг послушания начальству, которому слепо предан Иепсен, чужд и враждебен долгу, которому верен Нансен. Это долг служения человечности, сопротивления фашизму. В этом и заключен главный урок немецкого, то есть урок, который необходимо извлечь из истории Германии. Заголовок романа - «Урок немецкого» - получает, таким образом, двойное значение: конкретное (урок немецкой словесности) и расширительное (урок, которым должна послужить для людей разных наций и стран история Германии XX в.).

Двойной - конкретный и обобщающий - смысл содержится и в изображении пребывания Зигги в исправительной колонии. Фашистский террор сменяется новыми формами лесвободы. Критика Ленца распространяется не только на порядки в гитлеровской Германии, но и на послевоенную ситуацию в западной части страны.

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать