x x
menu

Из истории ораторского искусства. Развитие науки о красноречии и ораторском искусстве в XX-XXI веков

Цель:
Актуализировать знания, умения и навыки учащихся, сформированные при изучении стилистики и культуры речи как базовые умения, необходимые для овладения ораторским мастерством; ознакомить с историей ораторского искусства; дать понятие о развитии науки о красноречии и ораторском искусстве в XX-XXI вв.; совершенствовать коммуникативные умения и навыки; способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность. Оборудование:
Учебные тексты; карточки; РМ для практической работы; запись на доске (пословицы); учебник. Тип урока:
Урок применения знаний и формирования умений. Прогнозируемые
Результаты:
Учащиеся актуализируют знания, умения и навыки, сформированные при изучении стилистики и культуры речи как базовые умения, необходимые для овладения ораторским мастерством; владеют основными понятиями риторики; анализируют ораторское мастерство риторов Древней Греции и Древнего Рима, объясняют свои взгляды на теорию красноречия; различают особенности ораторского искусства Древней Греции, Древнего Рима, Древней Руси и риторов Украины и России.

ХОД УРОКА I.
Организационный

Этап
II. Актуализация

Опорных

Знаний
1.
Беседа
♦ Что такое риторика, ораторское искусство? ♦ Зачем необходимо изучать риторику?

♦ Как вы понимаете следующие выражения: А) Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика. Б) «Говорить есть не что иное, как возбуждать в слушателе его собственное внутреннее слово» (В. Ф. Одоевский). 2.
слушание 2–3-х выступлений учащихся
(см. творческое домашнее задание предыдущего урока)
III.

Постановка

Цели

И

Задач

Урока

Мотивация

Учебной

Деятельности
Учитель. Важность изучения риторики становится в наши дни всё более очевидной. Старинная наука возрождается, растёт всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется, и быть не может: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждёт рекомендаций от учёных.

Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле, как ораторское искусство. античные теории красноречия входят В золотой фонд риторической науки.

И, естественно, для понимания сущности красноречия необходимо прежде всего познакомиться со взглядами древних риторов. В древней риторической науке можно назвать имена исследователей, которые занимали ведущее место в разработке теории красноречия. Это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые другие. Именно их теоретические изыскания составляют ту платформу, на которой основывались дальнейшие исследования. Обратимся и мы с вами к истории риторики как науке об искусстве слова. IV

Работа

Над

Культурой

И

Развитием

Речи

Учащихся
1. лекция учителя
(Учащиеся конспектируют основные положения лекции учителя.) — Ораторское искусство имеет глубокие корни в гуманитарной традиции человечества. На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются два подхода к её определению: согласно первому — это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму — это искусство речи.

Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н. э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами — в народном собрании, в суде, на многолюдных праздниках и дружеских встречах. При этом слушатели обращали внимание на красоту или неловкость речи. Поэтому софисты — представители школы философов-просветителей — обучали граждан искусству спора, законам логики, составлению речей.

Древние греки хорошо понимали ценность слова как лучшего способа выражения разнообразных процессов, происходящих в душе человека, как мощного орудия подчинения своей воле других и как способа живого общения. Горгий в речи «Похвала Елене» утверждал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить и сострадание пробудить». Софисты занимались не только практикой, но и теорией красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора — Не раскрытие истины, а убеждение слушателей в правоте своего мнения.

Отсюда их взгляд на предмет риторики как на обучение убедительным речам, то есть тому, чтобы слабое, необоснованное мнение сделать сильным, убедительным в глазах аудитории. Иного мнения придерживался Сократ, полагавший, что истина выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за их готовность силой красноречия убеждать публику в чём угодно.

Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться в Древнем Риме. Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела здесь также решались в народном собрании, сенате и суде, где мог выступить любой свободный гражданин. Владение словом было поэтому необходимым условием участия гражданина в политической жизни. В таких общественных условиях ораторское мастерство было широко распространённым явлением.

В новых духовных условиях средневековья риторика, воспринявшая основные нормы античной теории красноречия, приобретает новые черты. Господствующим жанром становится церковное красноречие, и задачи оратора заключаются в разъяснении и иллюстрировании заранее известных положений.

Цитирование и ссылка на авторитеты становятся основными элементами выступлений. Древнерусское красноречие рождается на основе взаимодействия развитой народной устно-речевой традиции и античных, византийских риторических образцов. Риторический идеал Древней Руси
1) Беседуй только с достойным.

Это правило ведения беседы приводится в русских риториках вплоть до 20-х гг. ХХ века: Лучше с умным камни носить, чем с глупым вино пить. 2) Выслушай собеседника.

Достойный собеседник — старший или мудрый человек — достоин и почтения к своему слову, такого полагается выслушать кротко и внимательно. 3) Кроткость в беседе. Иначе нельзя беседовать с достойным человеком.

Осуждаются как большой грех нарушения этого правила: словесная брань, пустословие, многословие, несдержанность в речи. 4) Доброе слово всегда желанно и благотворно, решительно противопоставлено лести и лжи. Риторика активно развивалась в Европе до конца XVIII века, в России интерес к ней угас в XIX столетии. Ренессанс науки Наблюдается с 60-х годов XX века. Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появился заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Демократия ослабляет власть приказа и усиливает значение убеждения. В настоящее время термин Риторика Употребляется в узком и широком смыслах.

Риторика (в узком смысле) — это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах). Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введён профессором Брюссельского университета Х.

Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Её быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук — лингвистики текста, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии. 2.
Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
3.
Наблюдение над языковым материалом
(РМ один на парту) Карточка № 1
Š Прочитайте текст. Как вы думаете, что понимает М. В. ломоносов под термином Украшение? Š Какие требования к речевому оформлению публичного монолога предъявляет М.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать