x x
menu

ИТОГОВЫЙ УРОК. МИРОВОЕ ВЕЛИЧИЕ Т. ШЕВЧЕНКО

Цель: осмотреть изученное поэтическое наследство Т. Шевченко и его малярного задела, прозы, драматургии, соображений из «Дневника»; проявить тот большой «духовный импульс», который подала деятельность художника в борьбе за политическую независимость и культурное обогащение Украины; развивать память, внимание, наблюдательность; умение обобщать, выделять


Тип урока: Оборудование:

Главное, существенное из потока информации, рационально использовать учебное время; формировать кругозор, мировоззрение учеников; воспитывать уважение к Т. Шевченко за его взнос в казну украинской поэзии, в развитие украинского литературного языка, в мировой художественный поступь. Комбинированный

Портрет Т. Шевченко, картинная галерея его малярного задела, выставка книжек художника, фото памятников Кобзаря в разных уголках мира, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока

І. Организационный момент.

Эмоциональная готовность школьников к уроку

ІІІ. АКтуализация опорных знаний

1. Литературная викторина «В гостях в Т. Шевченко»

Условия мероприятия: Класс делится на две команды, по пять представителей из каждой возле доски разгадывают кроссворд вдоль 14 мин. Определяется слог жюри. Выиграет та команда, которая в определенное время управится с задачей, предоставив правильные ответы. Учитель осуществляет общее руководство за ходом событий викторины.

Кроссворд для І команды

1

1

2

3

4

5

6

7

По вертикалу: 1. Писательница, которая высказала мысль: «Украинская ворона» (Т. Шевченко «Большой погреб»). — это «черный дух национальной недоли». (О. Забужко)

По горизонтали: 1. Герой произведения Т. Г. Шевченко «Причинная». (Казак) 2. На основании чьих псалмов Тарас Григорьевич написал отдельные собственные перепевы. (Давыдовых) 3.Писатель-Романтик, который оказал содействие в напечатании «Кобзаря» Т. Шевченко. (Е. Гребенка) 4. Город пребывания наказания






Тараса Григорьевича за участие в Кирилло-мефодиевскому обществе. (Оренбург) 5. Описание природы, любого незапертого пространства внешнего мира. (Пейзаж) 6. Форма, которую избрал автор для воспроизведения разных местностей бесконечной империи в поэме «Сон». (Сказочная) 7. Вид одного из прологов к поэме «Гайдамака». (Исторический)

Кроссворд для ІІ команды

1

1

2

3

4

5

6

7


По вертикалу: 1. Композитор, который на поэзию Т. Шевченко «Исаия. Глава 35» написал торжественную кантату под названием «Радуйся, нива, недолитая!». (Г. Лысенко)

По горизонтали: 1. Определите жанр произведения за представленными строками: І чужому учите, / Й своего не сторонитесь. (Послание) 2. Имя одного из героев произведения Т. Шевченко «Батрачка». (Трофим) 3. Художественное средство, прием, который основывается на сознательном преувеличении, контрастах трагического и комического, где реальное в жизни переплетается с фантастическим, страшное — с необычно смешным. (Гротеск) 4. Название картины Т. Шевченко, в которой он отобразил собственное себя. («Автопортрет») 5. Одно из основных источников «Кобзаря Т. Шевченко — народная…»(Песня) 6.Страдник-прочь-Ман, который в поэме Т. Шевченко «Сон» по приказу Петра І был заключен в Петропавловской крепости, где и умер, истязаемый и мореный голодом. (Павел Полуботок) 7. Движение, воспроизведенное в поэме Т. Г. Шевченко «Гайдамака». (Колиивщина)

Подбивка итогов конкурса.

2. Рефлексия

Установите соответствие между жанрами и названиями произведений Т. Шевченко.

1. Подражание;

2. Баллада;

3. Послание;

4. Поэма;

5. Мистерия;

6. Поэзия;

7. Повесть;

8. Медитация. Ключ: 1 — г; 2

- б.

А) «Музыкант»;

Б) «Судьба»;

В) «Гайдамака»;

Г) «Исайя. Глава 35»;

Д) «Садок вишневый круг дома»;

Е) «І мертвым, и живым…»;

ж) «Большой погреб».

Есть; 3 - е; 4 - в; 5 - же; 6 - д; 7 - а;

8


ІІІ. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

IV. Основное содержание урока

Не умрет во веки веков твое святое имя! Ему, как солнцу, вечно пламенеть! И будет песня, зарожденная твоя, Будто океан разбужен, греметь! В. Гаприндашвили

И завещание братства и любви, Что он нам дал, как знамя, на борьбу, Перелетит эхом в другие языки. И правдой осилит злобу.

Г. Старицкий

1. Вступительное слово учителя

Хочу начать итоговый урок за творчеством Т. Шевченко рассказом об одной бывальщине, которая воспринимается как легенда.

В одном санатории на Харьковщине находился на лечении тяжело больной токарь из Харькова Василий Марченко. Незадолго до смерти со ствола сломанной ветром сосны он вырезал бюст Т. Шевченко. Пренебрегая запретом врачей, мужественно борясь со смертельным недугом, он просил друзей носить его в парк на носилках, и там, полулежа, зная, что дни его считаны, он спешил закончить работу. Одного дня уже заканчивая свою работу, этот мужественный, благородный человек умерший, но под мастерским резцом влюбленного у Кобзаря рабочего ожил светлый образ большого Тараса. Из того времени в парка этому стоит Т. Шевченко, поросши корнями в землю.

В самом деле, с большим почетом относятся люди к Великому Кобзарю, так как он того достойный...

2. Значение творчества Т. Шевченко

2.1.
Кобзарь — народный поэт.

• Творчество является образцом неразрывной связи поэзии с жизнью народа.

• Творчество отразило опыт крестьянского антикрепостнического движения, стремление масс, их ненависть к эксплуататорам, волю к борьбе, веру в лучше будущее.

• Красной нитью через его творчество проходит идея народного восстания.

• Боролся за свободну семью народов, отстаивал братство славянских народов, призвал к общей борьбе.

• Его патриотизм - это патриотизм борца, для которого счастье и воля родины состоят в счастье и воле для трудящихся.


2.2. Основоположник новой украинской литературы.

• Родоначальник революционно-демократического направления новой украинской литературы.

• Грозный судья и обличитель всего самодержавно-крепосной порядка, непримиримый враг помещиков и царизма.

• Утвердил критический реализм в украинской литературе, вскрыша народная жизнь во всей его полноте и многогранности, показал общественное отношение, классовую борьбу в свое время.

• Внес в отечественную литературу неведомое богатство тем и жанров, приобщил ее к лучшим достижениям мировой литературы.

• Путем Т. Шевченко пошли величайшие передовые украинские писатели - Марко Волчок, Афанасий Мирный, И. Франко, П. Грабовский, Г. Коцюбинский, Леся Украинка и др.

• Политические, моральные, эстетичные взгляды Т. Шевченко, темы, сюжеты, образы его произведений имели и имеют большое значение также для развития других видов искусства:

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать