x x
menu

Историзм в «Поэме без героя» Ахматовой

По первому впечатлению поэма представляется странно-прихотливой игрой воображения, где твердая, будничная, материальная явь причудливо смешивается с гротескными, полубредовыми видениями, обрывками снов, скачками воспоминаний, смещениями времен и эпох, где многое призрачно и неожиданно зловеще. Общий колорит поэмы вызывает в памяти создававшийся одновременно с нею «Пролог» («Сон во сне»), в частности то его место, где говорится:

  • Пусть разольется в зловещей судьбе
  • Алая пена.
  • Из трагедии «Пролог, или Сон во сне»

В первом же посвящении к «Поэме без героя» звучит шопеновский похоронный марш, он задает тон всему дальнейшему развитию сюжета. Блоковская тема Судьбы, тяжелым командорским шагом проходящая по всем трем частям, инструментована Ахматовой в резко прерывистых, галопирующих и диссонирующих тонах: чистая и высокая трагическая нота то и дело перебивается шумом и гамом «дьявольской арлекинады», топотом и громом странного, словно движимого, музыкой Стравинского новогоднего карнавала призраков, явившихся из давно исчезнувшего и позабытого 1913 года. Из портретной рамы выходит и смешивается Путаница-Психея. Взбегает по плоским ступеням лестницы «драгунский Пьеро» - тот, двадцатилетний, которому суждено застрелиться. Тут же возникает облик Блока, его таинственное лицо -

  • Плоть, почти что ставшая духом,
  • И античный локон над ухом
  • Все таинственно в пришельце.
  • Это он в переполненном зале
  • Слал ту черную розу в бокале...
  • Поэма без героя
  • Неожиданно и громко, по российскому бездорожью, под черным  январским  небом  звучит голос Шаляпина
  • Будто эхо горного грома,
  • Наша слава и торжество!
  • Он сердца наполняет дрожью
  • И несется по бездорожью 
  • Над страной, вскормившей его...
  • Поэма без героя

Город возникает в ее произведении в разных обличьях и с разных точек зрения. Наряду с только что процитированным куском, где перед нами площадной, простонародный Питер, в поэме существует и другой город- город соборов, дворцов и театров; но есть еще и третий - его облик неуловим и текуч, но в нем словно сконцентрировался дух тревоги и бунтарства, предчувствия перемен и острого беспокойства, как бы некоей дрожи, пронизывающей здания, мосты, души людей и даже сам воздух, мечущийся между Невой и заливом. Этот третий облик города, мятущийся, беспокойный и тревожный, является наиглавнейшим у Ахматовой. Он легко и органично «вписывается» в ее поэму, главным архитектоническим принципом которой является, как это ни парадоксально, именно дисгармоничность, субъективная смещенность всех пропорций и привычных фабульных устоев.

  • Ветер рвал со стены афиши,
  • Дым плясал вприсядку на крыше,
  • И кладбищем пахла сирень.
  • И, царицей Авдотьей заклятый,
  • Достоевский и бесноватый
  • Город в свой уходил туман.
  • И выглядывал вновь из мрака
  • Старый питерщик и гуляка!
  • Как пред казнью бил барабан...
  • Поэма без героя

В нагнетании тревоги, смятенности и катастрофичности Ахматова очень настойчива и целеустремленна. В сущности все ее произведение насквозь пронизано и дышит чувством беспокойства и. неотвратимо приближающейся развязки:

  • Все уже на местах, кто надо.
  • Пятым актом из Летнего сада
  • Веет...
  • Поэма без героя

Но вернемся к главному событию поэмы к карнавалу призраков. Почему понадобилось художнику именно этот новогодний эпизод, происходящий как бы во сне или в бреду, эпизод-галлюцинацию сделать основным стержнем произведения? Тут не надо забывать того определяющего обстоятельства, что все это фантасмагорическое создание Ахматовой является Поэмой Памяти или, еще точнее, Поэмой Совести. Когда-то она. писала в одном из своих стихотворений:

  • Одни глядятся в ласковые взоры,
  • Другие пьют до солнечных лучей,
  • А я всю ночь веду переговоры
  • С неукротимой совестью своей.
  • Я говорю: «Твое несу я бремя,
  • Тяжелое, ты знаешь, сколько лет».
  •  Но для нее не существует время,
  • И для нее пространства в мире нет,
  • И снова черный масляничный вечер,
  • Зловещий парк, неспешный бег коня.
  • И полный счастья и веселья ветер,
  • С небесных круч слетевший на меня.
  • А надо мной спокойный и двурогий
  • Стоит свидетель о, туда, туда,
  • По древней подкапризовой дороге
  • Где лебеди и мертвая, вода.
  • Одни глядятся в ласковые взоры...

 «Неукротимая совесть», являющаяся главным психологическим содержанием многих и многих произведений Ахматовой, в «Поэме без героя» организовала все действие, весь смысл и все внутренние повороты произведения. Да, она должна была написать эту поэму: взыскующая совесть, напоминающая муки героев Достоевского, и острая от несовершенств мира, переходящая в кошмары гоголевская боль все это было ей свойственно в высочайшей степени.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать