x x
menu

История зарубежной литературы ХIХ века Глава 28. Г. Мелвилл

История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н. А.Соловьевой) Глава 28. Г. Мелвилл. ГЛАВА 28. Г. МЕЛВИЛЛ Герман Мелвилл
(1819-1891) принадлежит ко второму поколению американских романтиков.

Предки Мелвилла прибыли в Новый Свет еще в середине XVII в. , среди них были и участники Войны за независимость. Во время экономического кризиса 20-х годов отец Мелвилла разорился, потерял рассудок и в 1832 г. умер. Герману пришлось бросить учебу, сменить несколько профессий: он работал посыльным, клерком в банке, учителем, затем нанялся матросом на корабль на линии Нью-Йорк - Ливерпуль.

Наконец, в 1841 г. на борту китобойного судна "Акушнет" Мелвилл отправился в дальний рейс, в южные моря Тихого океана. Тяжкие условия жизни на корабле и жестокость начальства заставили Мелвилла дезертировать, что не было редкостью среди матросов-китобойцев. Во время стоянки на Маркизских островах Мелвилл покидает корабль и попадает к туземцам племени тайпи. С ними он проводит около месяца, затем странствует по островам Полинезии, на Таити оказывается в тюрьме за участие в матросском бунте, откуда бежит, переправляется на Гавайи, бродяжничает, поступает матросом на военный фрегат "Соединенные Штаты" и, наконец, в 1844 г. возвращается в Нью-Йорк.

"Годы странствий" дали Мелвиллу бесценный запас жизненных впечатлений, знание подлинной, не книжной жизни, широко раздвинули горизонты его мыслей о мире и человеке. В литературе Мелвилл дебютирует вскоре после своего возвращения в США автобиографическим романом "Тайпи" (1846). Он был воспринят как увлекательный рассказ о приключениях автора среди каннибальских племен. Затем последовал роман "Ому" (1847), во многом выглядевший как продолжение первого. В эти первые годы литературного труда Мелвилл усиленно, хотя и без строгой системы, занимается само [397] образованием, знакомится с сочинениями древних авторов и философскими теориями, занимавшими умы его современников. Сближение Мелвилла с литературно-политической группировкой "Молодая Америка" способствует тому, что он начинает принимать участие в литературной жизни, страны.

Члены "Молодой Америки" выступали за литературу национальную, демократическую, проникнутую духом гражданственности. Признанным лидером "младоамериканцев" был Эверт Дайкинк. Мелвилл встретился с ним в начале лета 1846 г., и с этого времени он постоянно участвует во всех делах "Молодой Америки", сотрудничает в ее изданиях, выступая с критическими статьями и рецензиями. В свою очередь, члены "Молодой Америки" широко пропагандируют произведения писателя среди читающей публики.

Другим важным моментом в жизни писателя этого периода было его знакомство с учением трансцендентализма, прежде всего с произведениями Р. Эмерсона. Их воздействие и сложная полемика с идеями трансцендентализма будут ощущаться почти во всех последующих произведениях Мелвилла. Изложением литературно-эстетического кредо писателя стала статья "Готорн и его „Мхи старой усадьбы"" (1850). Ее содержание свидетельствует о глубоком проникновении Мелвилла в мир собрата по перу, которого писатель высоко ценил как автора замечательных произведений и как человека. Но в статье высказаны принципиальные соображения общего плана, выводящие ее за рамки рецензии. Мелвилл выступает против подражательства и копирования, за подлинно национальный дух в американской литературе.

Он уверяет, что "люди, не слишком уж уступающие Шекспиру, вот в этот самый день уже рождаются по берегам Огайо". По мнению писателя, лучше пережить поражение, идя по пути оригинальности, чем преуспеть, следуя стезей подражания. Мелвилл призывает Америку дорожить своими писателями и одарять их славой (судьбы самого Мелвилла, а также По, Торо, Купера, Готорна свидетельствуют о том, насколько призыв был актуален, но он не был услышан).

Два из трех следующих романов Мелвилла "Редберн" (1849) и "Белый бушлат" (1850) также написаны на биографическом материале (автор сам служил матросом на торговом судне и на военном корабле). Они [398] принадлежат к жанру "морского" романа, который в творчестве Мелвилла приобрел новое качество по сравнению с "морскими" романами Купера и других его современников. Море у Мелвилла - не фон и не декорация; море - это сама жизнь, раскрывающая истинную цену и сущность каждого человека. И в "Редберне", и в "Белом бушлате" много точных зарисовок, без всяких прикрас изображающих тяжкую долю матроса, каторжный труд и палочную дисциплину на кораблях. Но в этих произведениях намечается очень важный для будущего творчества Мелвилла второй план - план ассоциаций, аллегорий и символов.

Возникает связь реальности и иносказания, быта и бытия, микро - и макромира. Это нашло отражение в многозначительном подзаголовке "Белого бушлата" - "Военный корабль как образ мира". В промежутке между "Редберном" и "Белым бушлатом" был написан и опубликован роман "Марди" - неровный, но ключевой для творческой эволюции Мелвилла. Начавшись в духе "Тайпи" и "Ому" как еще одно романтическое повествование о приключениях в южных морях, это произведение вдруг резко преображается в сатирико-философский роман, полный аллегории и символики.

Путешествие героя по имени Таджи и его спутников по островам вымышленного архипелага Марди олицетворяет вечные поиски человеком красоты и истины. Одновременно это сатирический обзор современного писателю мира. "Марди" знаменует собой. следующий этап в поисках Мелвиллом новой поэтики, нового художественного языка. И хотя многое в романе "не стыкуется" - "морские" главы с аллегорическими, реальность с символикой, конкретика с риторикой - без "Марди" был бы невозможен "Моби Дик".

Изданный в 1851 г. "Моби Дик, или Белый кит" ныне признан величайшим американским романом XIX в. Но современников Мелвилла он привел в недоумение. Они не поняли синтетической природы книги, ее универсальной символики и сочли "Моби Дика" "странной книгой" и неудачей писателя. С этих пор непонимание преследует Мелвилла до конца жизни. Следующее произведение - роман "Пьер, или Двусмысленности" (1852) говорит об углублении пессимизма Мелвилла, о кризисе его мироощущения, о том, что в сознании писателя крепнет мысль о необоримости мирового зла.

[399] Другой роман "Израиль Поттер" (1855) развивает жанр исторического романа в литературе США. По сравнению с несколько условной сюжетной ситуацией, основанной на ходульной любовной интриге (например, у Ф. Купера), произведение Мелвилла дает значительно более глубокое истолкование событий, лежащих у истоков истории США. Печальная судьба главного героя - рядового солдата Войны за независимость - красноречиво свидетельствует о том, что страна забыла и предала свои высокие идеалы. Горькой сатирой наполнен и роман "Человек, пользовавшийся доверием" (1857).

Плавание по Миссисипи оборачивается для героя аллегорическим путешествием по глубинам человеческой глупости, лицемерия, алчности и пошлости. Буржуазная Америка предпочла презрительно не заметить неприятные истины, высказанные в позднем творчестве Мелвилла. Писатель оказался в одиночестве.

Безденежье, провал последних произведений, тяжелые семейные обстоятельства - все это вызвало душевный кризис и заставило писателя отказаться от литературной деятельности. Мелвилл стал таможенным чиновником, прослужил двадцать пять лет, опубликовав за это время несколько сборников стихотворений и две поэмы - "Кларел" (1876), в основу которой легли впечатления от паломничества Мелвилла в Святую Землю, и "Тимолеон" (1883). Незадолго до смерти Мелвилл завершил, но не успел подготовить к печати короткую повесть "Билли Бадд" (1891), доказавшую, что талант его отнюдь не угас. Некролог, появившийся в том же году, извещал о смерти заслуженного таможенника, в молодости жившего среди людоедов. Внутренний трагизм судьбы Мелвилла ярко выразил историк американской литературы В. Л. Паррингтон: "...

его свободный дух был обречен на муки, а его отважное сердце испепелил жаркий пламень..." Мелвилл был вновь открыт только в 20-е годы следующего столетия, когда и проблематика и художественный язык оказались удивительно созвучны сознанию человека XX в. Его книги были переизданы, многие из них - экранизированы. Рокуэлл Кент иллюстрировал роман "Моби Дик".

Путешествия Мелвилла по Полинезии стали восприниматься как прообраз судеб Р. Л. Стивенсона и Поля Гогена. Воздействие художественных открытий Мелвилла прослеживается в творчестве [400] многих выдающихся писателей США разных поколений: Д. Лондона, Э. Хэмингуэя, Дж. Гарднера и др.

В России творчество Мелвилла стало известно в середине XIX в. - в отрывках и фрагментах. Но по-настоящему читатели нашей страны познакомились с книгами Мелвилла в 60-е годы XX в. Сейчас на русский язык переведены почти все произведения писателя. Издано и первое в СССР собрание сочинений Мелвилла. В двух своих первых книгах - автобиографических произведениях "Тайпи" и "Ому" Мелвилл от первого лица ведет рассказ о том, что ему привелось увидеть и пережить в Полинезии. На первый взгляд это безыскусные повести о путешествии в экзотические страны, но в действительности и "Тайпи" и "Ому" значительно глубже и содержательнее.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать