x x
menu

История зарубежной литературы ХIХ века Глава 19. Поздний французский романтизм

История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н. А.Соловьевой) Глава 19.

Поздний французский романтизм. ГЛАВА 19. ПОЗДНИЙ ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ Жорж Санд
(1804-1876) (наст, имя Люсиль Аврора Дюпен; в замужестве Дюдеван) считала, что "невозможно стать поэтом или художником без того, чтобы не быть эхом человечества". И она стала этим "звонким эхом", зачастую опережавшим свой век. В биографии этой замечательной женщины много необычного: к ее происхождению имеют отношение два различных класса (она была дочерью дворянина, офицера наполеоновской армии и парижской мещанки); получив аристократическое воспитание, основу которого составляли как рационализм XVIII в. , так и романтизм XIX, Ж. Санд возмущалась испорченностью господствующего класса, возлагая надежды на добродетели, присущие народу.

Себя Ж. Санд считала демократкой и любила напоминать об этом: "Я принадлежу к народу как по крови, так и по сердцу". Владелица замка в Беррийской провинции, она считала своим долгом помогать пролетарским поэтам (Магю, Ребулю, Жасмену, Шарлю Понси). Со свойственной романтическим натурам страстью Ж. Санд любила свободу: ее вдохновляли идеи 1789 г. , [255] 1830 год сформировал ее как писательницу и политического деятеля.

В 40-е годы она издавала журнал социалистического направления "Независимое обозрение", затем оппозиционную газету "Эндрский просветитель", играя важную роль в революционном правительстве 1848 г., Ж. Санд была редактором "Бюллетеня революции", охотно называла себя социалисткой и коммунисткой. Идеалом Ж. Санд был социализм, который, по ее мнению, должен наступить в результате мирной революции.

Она была против насильственного захвата власти, господства одной партии, террора, но когда речь заходила о том, по какую сторону баррикад она должна находиться, Ж. Санд, не колеблясь, присоединялась к народу. Писательница была глубоко убеждена, что общественный идеал достижим только в союзе с простым - народом. Ж. Санд боролась и за освобождение женщины, за ее право распоряжаться своей судьбой.

Всей своей жизнью она доказала возможность женского раскрепощения через самостоятельный труд и, следовательно, материальную независимость. Таким образом, многие идеи, которые отстаивали современники Ж. Санд: всеобщее избирательное право, просвещение народа, гражданское равенство женщин,- принадлежали именно ей, писательнице, трибуну, проповеднику, просветителю. Ж. Санд жила насыщенной литературной жизнью с тех пор, как стала профессиональным литератором: с 1830 г.

она сотрудник газеты "Фигаро". Ничто не могло помешать ей ежедневно сочинять обязательные двадцать страниц текста.

Оттого так огромно ее литературное наследие: она создала более 100 романов и повестей, 18 драм, множество публицистических статей, многотомную автобиографию, оставила более 18 тыс. писем. Уже в первом самостоятельном романе "Индиана" (1832) Ж. Санд выступила против института буржуазного брака, основанного на корысти и угнетении, за эмансипацию женщин.

Писательница мечтала о счастье женщин в браке. В центре повествования "Индианы"- личная драма молодой женщины, романтический бунт которой направлен против подавления личности: "Она не любила своего мужа, потому что ее заставляли его любить, и её сознательная борьба против любого морального [256] стала ее второй природой, принципом поведения, законом счастья..." Ее трагедия возрастает по мере того, как крепнет ее чувство к Раймону де Рамьеру, человеку скорее чувствительному и тщеславному, чем влюбленному. Любовь Индианы терпит крах, так как.

возлюбленный отворачивается от нее, узнав, что она покинула дом мужа. Спасение приходит от благородного Ральфа Брауна, уже давно и самоотверженно любящего ее.

"Индиана"- роман романтический. Романтическое начало воплощено в нескольких образах - Индиане, ее служанке и наперснице Нун, Ральфе. Лишь романтические герои способны проявить искренние чувства, они ревнивы, горды, чувствительны и легко ранимы, обуреваемы "роковой" страстью. В Ральфе можно обнаружить черты "лишнего человека". Он разочарован, жизнь его окружена ореолом таинственности, "роковой" тайной. И рядом с такими романтическими натурами - полковник Дельмар, муж Индианы, консерватор и враг всего нового; Раймон де Рамьер, блистательный, но эгоистичный, легко меняющий свои принципы и убеждения.

Таким образом, миру романтическому противопоставлен мир корысти, пошлости, ханжества, т. е. та реальная действительность, та социальная среда, которая была характерна для Франции конца 20-х годов.

На эту особенность романа обратил внимание один из первых его читателей - Анри де Латуш, покровитель и учитель Ж. Санд, обвинив писательницу в подражании Бальзаку. Такая реакция читателя-современника, да еще и профессионального литератора, понятна: ведь эстетические убеждения Ж. Санд только начинали складываться. Она и сама не отрицала влияния на свое творчество произведений Бальзака, как, впрочем, Шатобриана и Байрона, а также любимых ею писателей XVIII в. - Руссо и Гёте. Но она упорно искала свой стиль, отказываясь лишь от реалистического видения мира, в котором, по ее мнению, недостаточно фантазии, вымысла и идеальности.

Постепенно Ж. Санд пришла к выводу, что помимо отрицания, критики нужны еще и утверждения, ибо движущим стимулом художественного мастерства должны быть "идеалы, выросшие из убеждений".

Свои убеждения Ж. Санд не скрывала, высказывала их как в художественных, так и эстетических произведениях. Как писатель-романтик, Ж - Санд всегда стремилась к идеалу. Под этим она подразумевала [257] свое право "изображать людей такими, какими они должны "быть", а не такими, каковы они есть. Эта эстетические принципы сказались на всех последующих романах Ж.

Санд. Валентина, героиня второго романа ("Валентина", 1832), также была светской женщиной, как и Индиана, неудачно вышедшей замуж за человека своего круга, но посредственного, и полюбившей сына фермера, Бенедикта. Роман понравился читателю, так как перенос действия в народную среду показался таким же романтичным, как и в прошлое. В романе много поэтических описаний природы Берри, знакомой Ж. Санд с детства.

Что же касается социальной темы, то не всем читателям пришелся по душе призыв писательницы к классовой гармонии. В этом усмотрели симпатии Ж. Санд к сенсимонизму.

Мировую славу принес Ж. Санд роман "Лелия" (1833), в котором отразились настроения отчаяния и пессимизма, охватившие всех прогрессивных людей после 1830 г. Над этим романом Ж. Санд работала долго, пытаясь осмыслить судьбу своего поколения: "Книга была написана под бременем почти смертельного страдания, чисто духовного, философского и религиозного, вызывавшего тоску, необъяснимую для тех, кто живет, не заботясь о причине и цели жизни". Лелия, главный персонаж романа, не похожа на скромных героинь из предшествующих романов Ж.

Санд, например Индиану, Валентину, разрешающих свои сугубо личные проблемы. Лелия скорее ближе героям Шатобриана. Разочарованная в людях, любви, религии, она ищет применение своим силам и способностям в жизни, но тщетно. Стремясь к собственному совершенству, противопоставляя себя окружающим, Лелия, в сущности, не свободна от своей непомерной гордыни. Отсюда и ее полное одиночество с единственно возможным выходом - самоубийством. Такова Лелия в первой редакции романа.

Под стать героине романа и другие действующие лица - Стенио, Магнус и даже Тренмор, напоминающие романтические типы начала века с ярко выраженным эгоцентрическим мироощущением. Композицию романа можно назвать "разорванной", так как персонажи появляются неожиданно, сцены и пейзажи сменяются лишь затем, чтобы повергнуть описываемые события в некий хаос, который не предвещает героям счастливого будущего. [258] В 1842 г. Ж. Санд, перечитав "Лелию", осталась недовольна формой романа, "развязкой, многочисленными деталями стиля, множествами длиннот и декламацией". В предисловии ко второму варианту романа (1842) говорится, что писательница "употребила право на изменение формы произведения, но не идей". И тем не менее писательница переделывает роман "Лелия", подвергая сомнению эгоцентрическую позицию героев.

В 40-х годах Ж. Санд сопрягает судьбы своих персонажей с событиями, происходящими в это время во Франции. Вероятно, поэтому главными персонажами ее произведений становятся общественные деятели и сенсимонисты, республиканцы и социалисты: столяр П. Гюгенен из "Странствующего подмастерья" (1840); пролетарий П. Арсен и студент Ж.

Ларавиньер из "Ораса" (1841); граф Рудольштадт из "Графини Рудольштадт" (1843) ; сын капиталиста Эмиль Кардонне, не желающий жить по законам буржуазной морали, из романа "Грех господина Антуана" (1845). В 40-е годы Ж. Санд создала свои лучшие произведения - роман "Орас" (1841), а также дилогию "Консуэло" (1842-1843) и "Графиня Рудольштадт" (1843- 1844).

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать