x x
menu

История создания повести «Кайдашева семья»

Как вам уже известно, повесть «Кайдашева семья» в 1879 году была опубликована в львовском журнале «Правда». Вторично автор издал повесть в 1887 году в Киеве, немного изменив начало и сделав развязку счастливой: груша засохла, братья помирились и, в конце концов, в семье воцарилось согласие. Но каждый читатель сознавал искусственность такого примирения, ведь по характерам члены одиозной семьи были отнюдь не пригодными для бесконфликтного сосуществования. Причиной изменений в произведении стало то, что художник не старался показать украинцев мелочными, сварливыми, за что его справедливо упрекали отдельные современники.

Внимательный читатель понимал, что семья Кайдашей - не типичная модель крестьянской семьи и она вызывает закономерное осуждение односельчан. Тем не менее, в таких явлениях, как мизерность человеческой души, консерватизм и отсталость крестьянства, писатель видел угрозу для украинской нации морального и духовного убожества. Автор поднял эту проблему в социально-бытовой повести «Кайдашева семья», стремясь направить на читателей морализаторское излияние. Написана повесть в русле поэтики реализма. Эти приметы реализма нашли свое воплощение в произведениях Нечуя-Левицкого.

Современный литературовед Ростислав Мищук подчеркивал: «Писатель в своих повестях 70-80-х годов детально показал мизерность личности, доминирование Кайдашей, старосветских батюшек и матушек преимущественно эгоистических характеров, отсутствие глубоких жизненных инициатив, которые бы давали широкое пространство мыслям и чувствам. Это поглощение человека бытом воспринято было Нечуем-Левицким как большая угроза человеческой индивидуальности».

В «Кайдашевой семье» писатель заговорил не только об упадке изначально высокой роли отца в украинском обществе, не только показал зло, которое поселилось в человеческом сердце и дало страшные плоды, он обратился к изображению контрастных пар литературных героев, чтобы сделать более выразительными типичные образы украинских крестьян, и вопреки сатиричности художественного текста, показал, по словам литературоведа Владимира Панченко, «людей, которые не смеются», ведь искреннего смеха, казацкого, ментального, в повести практически нет: «Произведение «населено» очень серьезными, даже пасмурными людьми.

Лишь иногда пробует шутить Лаврин, а Мотря и Кайдашиха если и смеются, то разве что со злостью. Им не до смеха, поскольку они - участники большой семейно-бытовой войны, которой не видно конца». Конечно, Нечуй-Левицкий вместе с художественными персонажами смеется сквозь слезы, ведь показывает разрушение традиционных основ жизни украинского крестьянства, моральный упадок и духовную деградацию порабощенного народа. В произведении четко очерчено место событий. Семигоры - не плод творческого воображения, а хорошо знакомый писателю населенный пункт, ведь в детстве Ивась часто гостил у родственников из этого села, знал многих местных теток и дядек, не раз встречался с членами семьи Мазуров, которые проживали на Соленом возле церкви и прославились неспокойным характером, постоянными передрягами в семье. Семья Мазуров, которых по-уличному звали Кайдашами, и стала прототипом семьи литературных персонажей в сатирично-бытовой повести.

Позаимствовал из реальной жизни писатель и злосчастный холм, на котором часто ломались телеги. Даже фамилию сватов Мазуров - зажиточных Довбышей - сохранил, а их языкастую дочь тоже перенес в повесть, изобразив Мотрю, да еще и для усиления капризного характера наделил ее «сердцем с перцем». Повесть «Кайдашева семья» не только социально-бытовая, а и сатирическая. Как заметил литературовед Нина Крутикова, «комические действия Кайдашей, изображенные Нечуем-Левицким с теплой, сочувственной улыбкой, будто «изнутри», с самой хорошо знакомой и близкой крестьянской среды...

Главное же для писателя не «смех ради смеха», а верность жизненной правде. Из серии смешных событий вырастает реальная и трагическая по своей сути картина жизни крестьянства, которое попало из крепостнического ярма в безысходность новых пореформенных отношений». Художник оказался незаурядным знатоком отношений в патриархальной крестьянской семье, тонко заметил последствия барщины в характерах Омельки Кайдаша и его жены Маруси, сделав их под старость ущербными людьми: кабак для главы семейства в силу его все большей водочной зависимости стал единственным местом, где он чувствовал себя комфортно, а попытки его жены «стать госпожой» пусть в собственной семье и превратить невесток в бесправных наймичек привели к позору на все село.

Яркая цитата подтверждает жестокость Кайдашихи и ее стремление к власти: «Она стояла над душой у Мотри, будто есаул на барщине, а сама не бралась и за холодную воду». Еще в молодости переняла Маруся от господ лицемерие и льстивость, показную манерность и чванливость. Называя сначала Мотрю «медовыми словами» - сердечком, золотцем, дитятею, свекровь быстро снимает обманную маску, зло ругается, «пламенем дышит», обзывает невестку кобылой, занозой и т.п. Мотря искалечила старую мать. Со временем морально деградировали когда-то поэтические натуры Лаврина и Мелашки, что послужило причиной ущербного воспитания внуков.

Авторская позиция в повести большей частью нейтральная или скрыта, иногда неодобрительно-ироническая, тем не менее к старым Кайдашам писатель неоднократно показывает сочувствие и понимание. Не может и читатель не жалеть постаревшего Омельку, на которого поднял руку Карп, а младший сын вообще перестал считать отца главным в семье. Неблагодарный Карп перед всем селом навсегда подорвал авторитет Кайдаша, хотя именно отец дал ему крышу над главой, выстроив дом через сени, благодаря отцу семья постоянно имела денежные поступления.

Омелько, как умел, старался примирить жену со старшей невесткой, искренне жалел Мотрю, беспокоился, чтобы она пообедала, несмотря на ссору, наконец, отделил Карпа, отдав ему значительную часть собственного хозяйства. Вызывает читательскую благосклонность и Маруся Кайдашиха, когда ночью встает забавлять своего первого внука, хотя за день тяжело работала по хозяйству. Даже тогда, когда Мотря настраивала своих детей против родной бабушки, Кайдашиха все же любила всех внуков, угощала их лакомством, ласкала. Внезапная смерть Омельки и увечье Маруси - страшное последствие нежелания сыновей в отношениях с родителями оказаться добрее, не насмехаться над ними, а понимать и прощать возрастные недостатки старых людей.

Представителей младшего поколения Кайдашей Нечуй-Левицкий изобразил неоднозначно. Понурый характером Карп, который с детства не умел улыбаться, и прагматичная, сварливая, скупая, хотя и чрезвычайно трудолюбивая Мотря стоят друг друга в супружестве, возникшее не столько из любви, сколько из расчета. Мотря импонировала Карпу прежде всего физической силой, Карп же нравился Мотре тем, что гордый парень обратил внимание именно на нее.

Ухаживания Карпа за девушкой показаны грубыми, фривольными, но на высокие чувства, «кусучая как муха в спасовку», Довбышивна и сама была не способна. Она и собственным родителей не показывала даже наименьших сентиментов, повышала голос на мать, а в семье мужа с первого супружеского дня начала бесконечную войну со свекром и свекровью. Даже отделившись от старых Кайдашей, молодая пара не старалась жить в добрососедском мире с ними. И дело не в индивидуализме и ментальном стремлении молодой семьи к обособлению. Если бы Мотря и Карп жили даже далеко от родителей, едва бы эта семья отмечалась бы толерантными взаимоотношениями.

Характеры Карпа и Мотри дают повод допускать, что они не стерпели бы друг другу даже наименьшей вины, ведь и тогда, когда их внимание было приковано к вражде с родственниками, Карп время от времени набрасывался на жену, упрекал ей за излишек «перца» в характере, а Мотря грубо отвечала мужу. Лаврин сызмала был полной противоположностью брату. Веселый, шутливый, доброжелательный, мечтательный парень оказался способным на искренние, глубокие чувства, влюбившись в Мелашку с первого взгляда.

Он вел себя романтически, поехав не к мельнице, как планировал, а вслед за девушкой. Разговор между влюбленными насыщен народнопесенными оборотами, нежностью. Мелашка Лаврину казалась невиданной красавицей, ее убогое жилье - наилучшим домом в селе, ее родители - самыми порядочными людьми в мире. Юный Кайдаш, в отличие от брата, на первое место ставит не приданое будущей жены, не ее физическую силу, крайне необходимую для выполнения тяжелой работы в хозяйстве, а человеческую красоту во всех ее проявлениях. Кайдашиха не отказала Лаврину в бракосочетания с дочерью бедных Балашей, которые отнюдь не были ровней зажиточным Кайдашам.

Несмотря на маленький рост и физическую хрупкость, хорошо воспитанная в родительской семье Мелашка старалась во всем угодить свекрови, добросовестно выполняла любую работу. В самые сложные и тяжелые минуты Мелашку спасала ее любовь к Лаврину, его сочувственное, нежное отношение к жене. Если бы Кайдашиха не унижала невестку, не надрывала непосильной работой ее здоровье, Мелашка бы любила старуху, как родную мать. Решение не возвращаться в Семигоры из Киева возникло у Мелашки спонтанно, от  отчаяния, что снова придется ежедневно терпеть придирки и издевательство свекрови.

Вдобавок, Киев пленил крестьянку красотой храмов, златоверхими куполами церквей. Наконец Мелашка вернулась в Семигоры только из-за любви к Лаврину, который таки разыскал жену в Киеве и уговорил смириться. К чести Кайдашихи, она в знак примирения купила невестке наилучшую одежду и в дальнейшем относилась к ней, как к родному ребенку. Лишь безосновательные претензии Мотри заставили Мелашку сначала защищаться, а со временем уподобиться старшей невестке. Не лучше жизнь сделала и Лаврина, который стал безжалостным, грубым и нанес отцу самый болезненный моральный удар - перестал признавать отца главой семьи, что послужило причиной душевной драмы и беспросветного пьянства старика: «Был я когда-то Кайдаш, а теперь превратился в маленького Кайдашца».

Закономерная в невыносимых условиях семейной вражды деградация Мелашки и Лаврина достигает своего апогея на последних страницах повести, а это означает, что процесс уже невозвратный, когда-то прекрасные телом и душой личности окончательно потеряли свои наилучшие черты. «Кайдашева семья» принадлежит к наиболее известным произведениям Ивана Нечуя-Левицкого.

Написанная более ста лет тому назад повесть, остается актуальной и поучительной для новых поколений наших современников. Ее сатирическая струя, направленная против бытового зла, беспричинной ненависти, мелочного корыстолюбия, неблагодарности, способна воспитывать людей, предрасположенных к подобному в реальной жизни. Ведь еще гениальный Николай Гоголь писал: «Смех - великое дело: он не отнимает ни жизнь, ни имение, но перед ним виновник - как связанный заяц».

Очень высоко «Кайдашеву семью» оценил Максим Рыльский: «Ни одна литература мира, насколько мне известно, не имеет такого правдивого, остроумного, человечного, солнечного, хотя кое в чем и омраченного печалью о лучшей жизни, произведения о крестьянстве... Здесь все выполняет свою определенную автором роль, ведет свою художественную партию, как инструмент в хорошем оркестре или хоре».

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать