x x
menu

Исторический размах драматургии Шекспира

Причин, вызвавших трагическое изменение мировоззрения Шекспира, было, вероятно, несколько. Некоторые исследователи усиленно подчеркивают возможное значение гибели Эссекса и его друзей, а среди тех, кого постигла катастрофа, был и покровитель Шекспира, лорд Саутгемптон. Что ж, падение Эссекса и распад его кружка и последовавшая расправа Елизаветы с недавними друзьями были яркими фактами, свидетельствовавшими о преобразовании «старой веселой Англии» в полицейское государство, и это не могло не страшить Шекспира.

Одной из функций этого государства был натиск на всяческое вольнодумство, контроль за театрами; линия на уничтожение общедоступного театра, родного для Шекспира, была следствием этого натиска, поддержанного церковью и сектами. Все это были черты того обострения противоречий в английской жизни, выражением которого безусловно явились конфликт королевы и парламента, не желавшего подчиняться воле монархии, и волна крестьянских восстаний, прокатившаяся по Англии в первом десятилетии XVII в., и городские волнения, усилившиеся к тому же времени и кое-где связанные с крестьянскими бунтами. Менялся характер всей жизни Англии по сравнению со второй половиной XVI в. - и эти изменения говорили о возникновении такой государственной системы и таких отношений, в которых со все большей силой сказывалась их капиталистическая сущность. На смену феодальному угнетению пришло угнетение нового характера - капиталистическое. С этим выявлявшимся характером новых отношений были связаны и многочисленные религиозные движения, секты, деятельность которых в Англии была во всяком случае враждебна гуманизму и его культуре свободомыслия. Гуманисты, еще недавно чувствовавшие поддержку английской монархии, возглавленной образованным и прозорливым лидером, теперь видели себя и лишенными той поддержки, и беззащитными против пресвитерианских гонителей светского вольнодумства. В Англии, конечно, знали и о том, что на континенте силы реакции, враждебной гуманизму, искали единства для решительного наступления на сторонников реформы и защитников вольномыслия. Обнажался итог «величайшего переворота», раскрывалась страшная цена его издержек, все более злободневными оказывались страшные слова Томаса Мора: «Овцы съели людей».

В эти годы, когда начинает намечаться кризис гуманизма, лишенного поддержки в народе, когда появляются тревожные симптомы крушения гуманистических иллюзий и многие вчерашние вольнодумцы и свободомыслящие любомудры не выдерживают, отказываются от своих убеждений, каются, прибегают к защите церкви и теологии. Мировоззрение такого внимательного наблюдателя действительности, каким был Шекспир, не могло не претерпеть существенных изменений. В его отношении к миру на смену концепции, по которой новое уже побеждает в своей борьбе с прошлым, выдвигается концепция гораздо более глубокая и сложная: до победы далеко, но борьба идет, продолжается, и хотя в ней гибнут часто самые лучшие люди, она стоит того, чтобы ее продолжать. Ценою трагедий и смерти лучших история движется вперед - такова была истина, постигнутая Шекспиром на том новом этапе, на котором он оказывается в 1600-е годы.

Теперь Шекспира в первую очередь занимает феномен трагедийного изменения характера: превращение благородного Макбета в кровавого хищника или же венценосного самодура Лира в страдающего человека, это превращение ослепляет и развенчивает Отелло, делает поэта и мечтателя Гамлета грозным мстителем... Впоследствии Стендаль скажет, что именно трагическое изменение характера в героях Шекспира больше всего увлекает человека начала XIX столетия. От чего же зависят эти таинственные перемены, происходящие в человеке? Шекспир не говорит об этом прямо, но ответ подсказан самим материалом и логикой его трагедий. Дело не в общественных условиях, в которых человек живет. Если уже в пьесах первого этапа было доказано, что человек - существо глубоко противоречивое, что в нем уживаются и низкие и высокие качества, что благородный принц Хел иногда подвержен мучительным припадкам властолюбия, что мстительный Ричард III обладает ясным и трезвым разумом, то теперь, в трагедиях второго периода, показано, как развиваются эти противоречия, как под давлением обстоятельств именно низкие или именно высокие качества персонажей Шекспира берут верх. Складывается динамика многосторонних и противоречивых образов Шекспира, формируется их реакция на те испытания, которым их подвергает жизнь, демонстрируются их попытки преодолеть «закономерности, которым подчинены события, или, наоборот, использовать эти закономерности, Макбет с мечом в руках до конца сопротивляется .необходимости, ведущей к гибели деспота и тирана; Гамлет берется за меч, поняв или почувствовав ту же закономерность, но ощутив в себе силу стать ее вершителем - наказать тирана и его сообщников,

В трагедии «Гамлет» конфликт между передовыми силами общества и силами реакции, обострявшийся в Европе в начале XVII в., выражен особенно сильно. При этом надо подчеркнуть, что речь идет уже не о конфликте между силами старого феодального мира и его противниками, а о конфликте между абсолютистской реакцией, великолепно воплощенной в образе тирана Клавдия и его холопов, и гуманизмом, воплощенным в Гамлете и его друзьях - «солдатах и студентах». Однако дух народного мятежа присутствует в трагедии тоже, мощно выражаясь в сцене, в которой мятежный народ врывается в Эльсинор, чем ловко пользуется Лаэрт, чтобы запугать и без того растревоженного Клавдия.

Однако Шекспир отдавал себе отчет в том, что не Гамлету и Горацио удастся занять место Клавдия. Наказав его, Гамлет гибнет - и на фоне датской смуты обрисовывается воинственная фигура Фортинбраса, внося с собой в трагедию в известной мере ноту просвещенного героического абсолютизма, сменяющего гнилой режим Клавдия. Гуманист Гамлет, все же дерзающий взяться за шпагу и кидающийся в бой за дорогие ему принципы, - фигура глубоко характерная для начинающегося XVII столетия. Среди политических деятелей XVII в., сторонников монархии и республиканцев, было немало людей, .подобно Гамлету, сменивших ученые занятия и гуманистическую отчужденность от шумного мира на политическую и военную деятельность.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать