Цель: обобщить и систематизировать изученное о романе В. Скотта «Айвенго», повторить теоретические понятия «исторический роман», «панорама средневековой Англии»; развивать творческие навыки, поощрять стремление учеников к активной познавательной деятельности; воспитывать интерес к изучению литературы, формировать творческого читателя.
Ожидаемые результаты урока: после этого урока ученики смогут приводить примеры изображения панорамы жизни средневековой Англии в романе, обобщать материал с помощью приемов критического мышления (составлять сенкан, информационное гроно), составлять обобщающие схемы, находить расхождения между эпизодом произведения и его киноверсией, применять приобретенные знания для выполнения творческих задач, работать в парах и группах; у учеников возрастет интерес к изучению литературы.
Тип урока: урок обобщения изученного.
Оборудование: мультимедийное дополнение, иллюстративные материалы для викторины «Узнай героя», информационная гроздь к роману «Айвенго», видеофрагмент «Спасение Ребекки», афоризмы.
- Когда мы читаем исторический роман В. Скотта,
- то словно делаемся современниками эпохи, гражданами стран,
- в которых происходят события романа, - и получаем о них
- в виде живого созерцания более верное представление,
- чем то, которое могла бы нам дать какая угодно история.
- В. Белинский.
Ход урока.
І. Проверка выполнения домашней задачи.
Ученики, которые подготовили кроссворды, предлагают решить их своим соседям за партой после окончания работы проверяют, докладывают учителю и одноклассникам о сделанном.
Остальные ученики класса читают домашнее письменное высказывание на тему: «Какая из героинь произведения мне близка по духу?».
II. Сообщение темы, цели, задач урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы завершаем работу над романом В. Скотта «Айвенго». Впереди у нас написание творческой работы и тематическое оценивание знаний. А сегодня в последний раз полистаем страницы произведения, вспомним героев романа, поработаем над творческими задачами, связанными, конечно, с произведением бессмертного В. Скотта. И надеюсь, что еще не раз позовут вас за собой герои романа в захватывающие приключения, на борьбу против зла.
III. Обобщение и систематизация понятий, их применение для объяснения новых фактов и для выполнения практических творческих задач.
1. Прием «Разминка».
Ученикам предлагается «узнать» героев романа, ассоциировать их с определенными растениями, выбор обосновать.
2. Составить сенкан к ключевому слову «Приключения».
Например: Приключения. Опасные, захватывающие. Показывают, проверяют, воспитывают. Настоящее украшение романа «Айвенго». Романтика.
3. Составить «Информационную гроздь», которая охватила бы все аспекты романа «Айвенго».
4. Прием «Найди ошибку».
Методический комментарий: ученики просматривают фрагмент кинофильма, снятого по роману «Айвенго», находят отступление режиссера от хода событий в романе, ответ иллюстрируют цитатой из произведения.
5. Прием «Кому из героев романа могут принадлежать афоризмы?».
• Честь дороже жизни (Ф. ІПиллер).
• Бесчестие на этом свете тяжелее надгробной плиты.
• Старайтесь исполнить свой долг, и человечество оправдает вас даже там, где вы потерпите неудачу (Т. Джеферсон).
• Золото потеряло больше душ, чем железо — тел (В. Скотт).
6. Прием «Создайте досье».
Методический комментарий: ученики вспоминают или разыскивают сведения о героях романа, имена которых не упоминались на уроках, данные записываются в тетради.
Аделаида де Монтемар - любимая Бриана де Буагильбера, во имя которой он осуществлял подвиги, а она тем временем вышла замуж за мелкого дворянина Ульрика (глава XXIV).
7. Написать обет.
Девушкам - брачный обет леди Ровены, ребятам - обет, который мог дать Айвенго, отправляясь вместе с Ричардом І в крестовый поход.
8. Прием «Путешествие в будущее».
Задача для учеников: «отправьте» Айвенго (или Седрика Сакса) в будущее (наше время), расскажите о его действиях. Фантазируя, ученики должны придерживаться идейного наполнения образа. Так, назначение образа Айвенго - показать важнейшую идею эпохи, идею национального единения и централизации власти монарха. Седрик Сакс - патриот, сторонник старых порядков.
IV. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.
1. Прием «Вспомни - проанализируй - создай».
Методический комментарий: ученики получают задачу создать, работая в парах, обобщающие схемы, которые бы доказывали, что роман «Айвенго» - панорама средневековой Англии.
V. Домашняя задача.
1. Составить простой план характеристики образа Айвенго.
2. Читать роман А. Дюма «Граф Монте-Кристо», выделить наиболее интересные эпизоды для краткого пересказа.