x x
menu

Исторический колорит и романтика приключений в произведении «Айвенго»

Цель:   обобщить и систематизировать изученное о романе В. Скотта «Айвенго», повторить теоретические понятия «исторический роман», «панорама средневековой Англии»; развивать творческие навыки, поощрять стремление учеников к активной познавательной деятельности; воспитывать интерес к изучению литературы, формировать творческого читателя.

Ожидаемые результаты урока: после этого урока ученики смогут приводить примеры изображения панорамы жизни средневековой Англии в романе, обобщать материал с помощью приемов критического мышления (составлять сенкан, информационное гроно), составлять обобщающие схемы, находить расхождения между эпизодом произведения и его киноверсией, применять приобретенные знания для выполнения творческих задач, работать в парах и группах; у учеников возрастет интерес к изучению литературы.

Тип урока:     урок обобщения изученного.

Оборудование: мультимедийное дополнение, иллюстративные материалы для викторины «Узнай героя», информационная гроздь к роману «Айвенго», видеофрагмент «Спасение Ребекки», афоризмы.

  • Когда мы читаем исторический роман В. Скотта,
  • то словно делаемся современниками эпохи, гражданами стран,
  • в которых происходят события романа, - и получаем о них
  • в виде живого созерцания более верное представление,
  • чем то, которое могла бы нам дать какая угодно история.
  • В. Белинский.

Ход урока.

І. Проверка выполнения домашней задачи.

Ученики, которые подготовили кроссворды, предлагают решить их своим соседям за партой после окончания работы проверяют, докладывают учителю и одноклассникам о сделанном.

Остальные ученики класса читают домашнее письменное высказывание на тему: «Какая из героинь произведения мне близка по духу?».

II.        Сообщение темы, цели, задач урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы завершаем работу над романом В. Скотта «Айвенго». Впереди у нас написание творческой работы и тематическое оценивание знаний. А сегодня в последний раз полистаем страницы произведения, вспомним героев романа, поработаем над творческими задачами, связанными, конечно, с произведением бессмертного В. Скотта. И надеюсь, что еще не раз позовут вас за собой герои романа в захватывающие приключения, на борьбу против зла.

III.       Обобщение и систематизация понятий, их применение для объяснения новых фактов и для выполнения практических творческих задач.

1.         Прием «Разминка».

Ученикам предлагается «узнать» героев романа, ассоциировать их с определенными растениями, выбор обосновать.

2.         Составить сенкан к ключевому слову «Приключения».

Например: Приключения. Опасные, захватывающие. Показывают, проверяют, воспитывают. Настоящее украшение романа «Айвенго». Романтика.

3.         Составить «Информационную гроздь», которая охватила бы все аспекты романа «Айвенго».

4.         Прием «Найди ошибку».

Методический комментарий: ученики просматривают фрагмент кинофильма, снятого по роману «Айвенго», находят отступление режиссера от хода событий в романе, ответ иллюстрируют цитатой из произведения.

5.         Прием «Кому из героев романа могут принадлежать афоризмы?».

•          Честь дороже жизни (Ф. ІПиллер).

•          Бесчестие на этом свете тяжелее надгробной плиты.

•          Старайтесь исполнить свой долг, и человечество оправдает вас даже там, где вы потерпите неудачу (Т. Джеферсон).

•          Золото потеряло больше душ, чем железо — тел (В. Скотт).

6.         Прием «Создайте досье».

Методический комментарий: ученики вспоминают или разыскивают сведения о героях романа, имена которых не упоминались на уроках, данные записываются в тетради.

Аделаида де Монтемар - любимая Бриана де Буагильбера, во имя которой он осуществлял подвиги, а она тем временем вышла замуж за мелкого дворянина Ульрика (глава XXIV).

7.         Написать обет.

Девушкам - брачный обет леди Ровены, ребятам - обет, который мог дать Айвенго, отправляясь вместе с Ричардом І в крестовый поход.

8.         Прием «Путешествие в будущее».

Задача для учеников: «отправьте» Айвенго (или Седрика Сакса) в будущее (наше время), расскажите о его действиях. Фантазируя, ученики должны придерживаться идейного наполнения образа. Так, назначение образа Айвенго - показать важнейшую идею эпохи, идею национального единения и централизации власти монарха. Седрик Сакс - патриот, сторонник старых порядков.

IV.       Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.

1. Прием «Вспомни - проанализируй - создай».

Методический комментарий: ученики получают задачу создать, работая в парах, обобщающие схемы, которые бы доказывали, что роман «Айвенго» - панорама средневековой Англии.

V.        Домашняя задача.

1.         Составить простой план характеристики образа Айвенго.

2.         Читать роман А. Дюма «Граф Монте-Кристо», выделить наиболее интересные эпизоды для краткого пересказа.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать